Фильм «Tomb Raider: Лара Крофт» (рецензия Евгения Киселева)

Лара Крофт за последние 20 лет стала одним из ведущих образов массовой культуры Запада. Появившись впервые в компьютерной игре 1996 года, эта одновременно умная и мускулистая барышня с косичкой, тяжелыми ботинками и двумя пистолетами вдохновила продюсеров на целую серию видеоигр и две экранизации, огромную армию поклонников – на многочисленные подражания, культурологов – на целых две серьезные книги о природе этого феномена ещё до конца ХХ века, а творческих людей – на разные воплощения её образа: от восковых фигур в музеях до порнографии. Поэтому немудрено, что ещё один фильм по мотивам игры привлек к себе пристальное внимание.

Не удивительно также и то, что этот фильм подобно прошлогодней «Матильде» вызвал яростные споры задолго до своего выхода. Предметом споров на этот раз стал не моральный облик, а внешность главной героини: многие поклонники Лары Крофт были недовольны тем, что у новой исполнительницы главной роли (Алисии Викандер) молочные железы оказались намного меньше, чем у прошлой (Анжелины Джоли – у которой, впрочем, они изначально тоже были невелики (достаточно посмотреть её фильмы 1990-х «Ложный огонь» и «Джиа»), но к моменту съемок первого фильма про Лару Крофт ситуация радикально изменилась), а это является неотъемлемым элементом образа наравне с шортами и парой пистолетов. Тут уж ничего не поделаешь: на каждый фильм неизгладимый отпечаток налагает время съемок (и поэтому «Экипаж» 1979 года не похож на «Экипаж» 2016-го, равно как и «Кинг Конги» 1976 и 2005 годов), а в современном кинематографе актрисы со слабо выраженными вторичными половыми признаками вроде Киры Найтли, Дэйзи Ридли или Алисии Викандер уже давно стали общепринятым стандартом.

Плохо другое: Лара-Викандер не только менее фигуриста, чем Лара-Джоли, но и существенно глупее – у героини фильма 2001 года была обширная библиотека и своя обсерватория и она, в отличие от персонажа Викандер, разгадывала головоломки без помощи полуграмотного похмельного китайца, а если ей надо было бы сбросить кого-нибудь с шаткого мостика в пропасть, она бы не стала запрыгивать на этот мостик сама!

С другой стороны, это тоже не удивительно: интеллектуальный уровень сценаристов фильма тоже оставляет желать много лучшего. Зрителю непонятно, почему целый лорд-археолог вдруг захотел пожертвовать жизнью ради старой легенды, почему за ней же охотится неизвестная злодейская организация (в «Ларе Крофт» 2001 года образ антагонистов был проработан намного лучше – а здесь и стратегические цели неясны, и главный злодей показан как затюканный уставший тип, который хочет лишь поскорее выбраться с опостылевшего острова), да и загадки сформулированы в одном предложении и решаются очень быстро. Подобные вещи даже в невыдающемся фильме «Сокровище нации» были реализованы намного лучше, не говоря уже о недостижимой высоте «Индианы Джонса»! Собственно, сценаристы новой «Лары Крофт» опустились до прямого плагиата из фильма «Индиана Джонс и последний крестовый поход», вложив в уста отца Лары слова отца Индианы: «Мой сын не настолько туп, чтобы привезти сюда к вам мой дневник! Или... Ты что, его привез?!». После этого уже не удивляешься, когда в самом конце фильма выясняется, что мега-ужасная корпорация, с которой не щадя жизни боролся лорд Крофт, ему же самому и принадлежала! Увы, он у нес с собой в могилу тайну: что помешало ему вместо семилетней робинзонады на острове просто закрыть эту компанию или растянуть удовольствие и доверить дело специалистам – поставить во главе неё стартапера-миллиенала с выводком  поклонников либеральной экономики из выпускников ВШЭ у него в подчинении, чтобы через годик компания загнулась естественным путем под рассказы о «невидимой руке рынка»…

Вот что в новой «Ларе Крофт» удалось, так это некоторая реалистичность: героиня действительно получает урон от травм, будь то на ринге или в джунглях – и зритель верит, что она испытывает боль от полученных ран, а не спокойно идет дальше как живой Терминатор.

Однако, в новом фильме про Лару Крофт нет ничего такого, чего зритель не увидел бы уже в «Индиане Джонсе» или даже хотя бы прошлогодней «Мумии». Так что если хотите увидеть, как потная молодая дама два часа непрерывно бегает и прыгает – никто не помешает вам это сделать, а если нет –  лучше пересмотреть фильм про Индиану Джонса.