Фильм «Нация убийц» (рецензия Евгения Киселева)

На российские экраны с почти годовым опозданием вышел фильм «Нация убийц». Действие фильма происходит в маленьком американском городке Салем, где неизвестный хакер взламывает личные данные местных жителей и выкладывает на всеобщее обозрение их интимную переписку и фотографии. Сначала жертвой стал местный мэр, затем – директор школы. Вместе с остальными земляками эти новости живо обсуждают четыре старшеклассницы – главные героини фильма. Радостно перемывающие кости мэру и директору, сами они далеко не являются образцом порядочности: судя по фильму, школа для них служит только местом знакомств с будущими партнерами по бодрому вечернему промискуитету, результаты которого фиксируются на смартфонах и с гордостью демонстрируются подругам.

Однако, хакер продолжает свою бескорыстную работу, и автор, изначально выбрав для своих главных героинь амплуа тупых куриц, продолжает вести их выбранным курсом: в городе «взламывают» один аккаунт за другим – и ни одна из них не догадалась удалить свои интимные фото и переписку и попросить причастных сделать то же. В итоге, когда в сеть выкладывают интимные фото самих девушек-главных героинь, им почему-то становится не так смешно и интересно, как в начале, когда то же самое делали с другими. Одновременно с этим другие горожане узнают друг о друге массу нового и интересного и начинают сводить счеты друг с другом, город постепенно погружается в пучину анархии. В итоге, одну из девушек без всяких доказательств объявляют главной виновницей – и начинается охота. Здесь, надо заметить, показан один из немногих реалистичных моментов в фильме – способность американского общества, состоящего из уникальных как снежинки индивидуалистов, по команде начинать травлю назначенных козлов отпущения с единодушием, которому и гитлеровцы бы позавидовали. Так было в конце XVII века во время «охоты на ведьм» (недаром город в фильме назван Салем), эпоху маккартизма в 1940-50-х и нынешнюю разнузданную кампанию по борьбе с домогательствами – вне зависимости от века, достаточно просто возникшего подозрения, чтобы человека сожгли на костре, посадили на электрический стул или выбросили вон из профессии, где десятилетиями строилась карьера. И если во времена сенатора Маккарти для обвинения в антиамериканской деятельности был нужен хоть какой-то формальный повод (денежное пожертвование правительству республиканской Испании во время тамошней гражданской войны или выступление на митинге в поддержку СССР во время Второй мировой), то сейчас достаточно просто голословного обвинения по событиям двадцатилетней давности без вещественных доказательств и свидетелей – но толпа одинаково яростно набрасывается на людей виновных уже в силу того факта, что и обвинили. Режиссеру фильма, хорошо знающему нравы своих земляков, удалось красочно показать, что полиция не просто не мешает этим бессудным расправам, но наоборот – принимает в них самое живое участие. Увы, финал фильма получился из рук вон плохим: не оставлен открытым, как в «Трех биллбордах…», а попросту бездарно слит и скомкан.

Единственное, что в фильме получилось хорошо – это работа оператора, но даже она не способна компенсировать редкое сочетание тупого сценария, бездарной режиссуры и абсолютно деревянных актёров. Смотреть его стоит лишь для того, чтобы понять логику современных американских политиков: если американцы кого-то назначили виновным – их уже не интересуют пустые формальности вроде доказательств и презумпции невиновности, в этом случае надо не пытаться доказать им что-то, а браться за оружие и готовиться к отпору.