Фильм «Коридор бессмертия» (рецензия Евгения Киселева)

Порой кажется, что современное российское кино существует лишь для того, чтобы иногда радовать зрителей редкими жемчужинами в потоке этого шлака. К числу таких жемчужин без всякого сомнения можно отнести новый фильм «Коридор бессмертия», посвященный не слишком известному эпизоду Великой Отечественной войны – первым месяцам работы железной дороги, экстренно построенной сразу после прорыва блокады Ленинграда.

Железную дорогу протяженностью более 30 км построили за 17 дней, но конфигурация фронта была такой, что эта дорога проходила всего в нескольких километрах от немецких позиций и поэтому находилась в зоне поражения немецкой артиллерии. В результате, поезда по ней пускали в ночное время (благо что в феврале-марте ночи на широте Ленинграда очень долгие) и с очень маленькими интервалами, так что вести составы по хлипкой дороге под огнем немецкой артиллерии было очень непросто. И вот в один из таких составов попали герои фильма – совершенно разные люди, из которых война сделала хорошо слаженную бригаду: два машиниста, которые несмотря на положенную бронь хотели попасть на фронт, девушка из консерватории и уголовник, эстонка и эмигрант-испанец...

В фильме великолепно показаны мысли, стремления и переживания наших предков в те годы. Вот девушки из блокадного Ленинграда записываются в железнодорожную бригаду и мечтают о рабочем пайке, а прибыв на «Большую землю» удивляются, что там есть кошки и собаки; вот немецкий самолет обстреливает строителей моста, его сбивают, немецкий пилот выбрасывается с парашютом – и сразу после приземления женщины-работницы забивают его лопатами, а потом возвращаются к работе; вот герои фильма возвращаются на своем составе назад в Ленинград с грузами и узнают, что теперь в городе повышаются нормы выдачи хлеба и других продуктов – в том числе и благодаря их усилиям, и это для них лучше всякой награды...

Снят фильм мастерски – и паровозы самые настоящие, и очень профессиональный консультант (старший вице-президент РЖД Борис Лапидус, и эту должность он получил не в 23 года из-за дружбы своего отца с главой государства или правительства, а в результате начавшейся ещё в 1960-х карьеры железнодорожника; к слову, ещё он сыграл в фильме небольшую, но запоминающуюся роль – старого железнодорожника, который преподает на практике железнодорожную науку девушкам-новичкам, иллюстрируя практические занятия суровым профессиональным юмором) поэтому показано много технических тонкостей работы на железной дороге в 1943 году, и музыка великолепная, и сценаристы со съемочной группой потрудились на славу – когда первый состав новой железной дороги идет по трещащему льду, прямо на который положены шпалы и рельсы, то зрители испытывают такое напряжение, до которого Стивену Кингу и Лавкрафту ещё расти и расти.

Хочу дать небольшой совет будущим зрителям: « Коридор бессмертия» лучше смотреть в кинотеатре – значительная часть действия там происходит при слабом освещении (составы совершали свои опасные рейсы по новой дороге ночью, да ещё и действие происходит то в кабине паровоза, то в вагоне, то в блокадном Ленинграде, где экономили все виды энергии), так что на привычно скачанной с торрентов экранной копии будет совсем темно...

Так что если хотите увидеть редкое явление – хороший современный российский фильм о Великой Отечественной войне – смело идите в кино на «Коридор бессмертия»!