Фильм «Холодное танго» (рецензия Евгения Киселева)

На экраны вышел фильм Павла Чухрая «Холодное танго». Сюжет фильма таков: после оккупации нацистами Литовской Советской Социалистической республики начинаются этнические чистки – литовцы под руководством немцев уничтожают местных евреев. Еврейскому мальчику Максу удалось сбежать (но его мать и младшая сестра погибли) и он возвращается в свой дом, в который уже вселилась семья местного коллаборациониста, и тот почему-то решает дать приют сироте. Потом город освобождает Красная Армия и коллаборационист вместе со своими подельниками уходит в лес, а сироту отправляют в Россию в детдом. В 1950 году он возвращается на родину и играет на аккордеоне в ресторане, где поёт Лайма – дочь того самого коллаборациониста, в которую он успел влюбиться много лет назад. В том же ресторане бывает и комендант города, который уговаривает Макса стать оперативником и бороться с недобитыми пособниками нацистов. Далее весь фильм пытаются изобразить, как он мучительно выбирает между чувством и долгом.

Казалось бы, это довольно заурядный сюжет для современного фильма про ту страшную эпоху – евреев от немцев прячут в «Жене смотрителя зоопарка», а между чувством и долгом разрывается Брэд Питт в «Союзниках»… Однако, «дьявол кроется в деталях», и как раз из деталей фильма ясно видно, что у авторов фильма получился анти-шедевр. В этом фильме недостоверно всё – от актёрской игры до озвученных фактов.

Актёры в этом фильме просто не на своем месте: Риналь Мухаметов пытается изобразить  пережившего войну еврейского сироту – но получается не мстящий нацистским пособникам за тысячи невинных жертв закаленный оперуполномоченный, и не добрый Тевье-молочник, а лишь форменный недотёпа, каких сами евреи называют исчерпывающим словом «шлимазл»; Юлия Пересильд пытается хотя бы на сцене быть похожей на Марлен Дитрих, но тоже не получается – труба пониже и дым пожиже. Сюжет фильма пестрит идиотизмом не хуже «Викинга» или «Притяжения». Судите сами –оперуполномоченный (а авторы фильма, похоже, в упор не видят разницы между армией, милицией и государственной безопасностью – ведь все они носят оружие и погоны и потому одинаково отталкивающие) связывается с находящейся под наблюдением певицей-проституткой, женится на ней вскоре после аборта (при том, что после войны в СССР аборты были запрещены – а он присутствует на подпольном криминальном аборте, и тем самым сознательно набирает себе целый букет статей уголовного кодекса), но она и после этого отказывает ему в интимных отношениях… Честное слово, вот инопланетянин в несуразном и насквозь клюквенном бондарчуковском «Притяжении» и то получился у Риналя Мухаметова намного более живым, и – не побоюсь этого слова – настоящим, чем герой «Холодного танго»!

 

Что же касается озвученной исторической подоплеки происходящего на экране, то кажется, будто фильм был проспонсирован не Министерством культуры РФ, а рейхсминистром Геббельсом. Судите сами…

Завершается фильм надписью:

«240 тысяч евреев погибли в годы оккупации Литвы войсками фашистской Германии.

260 тысяч человек были насильно высланы из Литвы в годы советской власти.

120 тысяч советских солдат погибло в ходе освобождения Литвы от немецко-фашистских захватчиков»

- и тем самым уравниваются литовские евреи и бойцы Красной Армии с одной стороны и те, кто их убивал.

Кроме того, в начале фильма Макс говорит зрителям из-за экрана: «Я вернулся из леса от партизан. Многие из них остались в лесу воевать против русских, которых они теперь называли оккупантами как раньше называли немцев». Это просто наглое вранье, потому что кадровая основа литовских «лесных братьев» как раз была тесно связана с нацистской политической разведкой, развернувшей там свою сеть ещё до вхождения Литвы в состав СССР.

К слову о немцах – первый раз вижу фильм о Великой Отечественной войне, где почти нет немцев! Они появляются лишь эпизодически (в начале фильма проехали на мотоциклах по городу и никому ничего плохого не сделали, а потом немецкий офицер изнасилова главную героиню – но закаленный «Игрой престолов» современный зритель вряд ли увидит в этом что-то необычное), а главное зло творят литовцы и русские. Литовский коллаборационист говорит Максу: «Мы при немцах много лишнего натворили, но это был наш счет к вам [т.е. литовцев к евреям – Е.К.]» – и тот ему на это ничего не возражает. Значит, по мнению авторов фильма, это – правильная мысль!

 

Далее Лайма говорит Максу: «Русские пол-Литвы в Сибирь угнали». Действительно, были депортации из Литвы – перед самой войной и после неё.  В 1941 г. из Литвы было депортировано 15.851 человек, что составляло около 0,6% населения республики (для сравнения – из Эстонии было депортировано 9146 чел, из Латвии  - 10.161, но эти республики были и до войны, и в послевоенный период, и сейчас менее населенными, чем Литва). В тот раз, согласно постановлению советского правительства от 16 мая 1941 г.,  высылали «активных членов контрреволюционных организаций и участников антисоветских националистических белогвардейских организаций... ; бывших охранников, жандармов, руководящий состав бывших полицейских и тюремщиков, а также рядовых полицейских и тюремщиков, на которых имеются компрометирующие их материалы [хочу обратить внимание читателей на этот момент – полицейскому надо было самому постараться в прошлом, чтобы попасть в категорию высылаемых – Е.К.]; бывших крупных помещиков, фабрикатов и крупных чиновников бывшего государственного аппарата Литвы, Латвии и Эстонии; бывших офицеров польской, литовской, латвийской, эстонской и белой армий, на которых имеются компрометирующие материалы;  уголовный элемент, продолжающий заниматься преступной деятельностью».  Зачем их высылали? Эти республики недавно вошли в состав СССР, где уже давно была проделана аналогичная работа над людьми подобных категорий и теперь надо было привести ситуацию в новых республиках (то же самое, к слову, происходило и на возвращенных землях западных частей Украины и Белоруссии и в Бессарабии) в соответствие со всей страной. Поступили сурово? Да, сурово – но не следует забывать, что это всё ещё делалось и в рамках подготовки к будущей большой войне, и избавлялись от потенциальной «пятой колонны». Всего лишь через полгода, после нападения Японии на США и Великобританию, в США всех проживавших там японцев (а это в несколько раз больше, чем было выслано из Прибалтики) депортировали в концлагеря, не разбирая есть ли на кого компрометирующие материалы или нет, и держали там до конца войны. Однако, об этом Павел Чухрай фильм решил не снимать... А если у него так уж болит душа за всех переселенных, то можно было бы вспомнить гораздо более близкую к нам и более масштабную трагедию – когда после развала СССР миллионами людей пришлось своим ходом эвакуироваться из новообразованных государств Средней Азии и республик Северного Кавказа, где начались войны и этнические чистки и стало просто опасно там жить, особенно если ты не принадлежишь к титульной нации. Примечательно, что эта тема немного была затронута Чухраем в снятом 20 лет назад фильме «Вор», но вот снять по ней полноценный фильм он почему-то не захотел – видимо потому, что приз на Западе за такое не дадут, вот он и предпочел добиваться от зрителя сострадания к нацистским пособникам!

Однако, вернемся к депортациям из Литвы. После войны последовала новая, более масштабная волна – но тут причина была другая: после освобождения Литвы Красной Армией нацистские пособники и те, кто убивал евреев не в рамках расовой теории, а ради улучшения своего материального положения (недаром до сих пор в тех краях есть поговорка «В каждой литовской семье есть своя серебряная ложечка из еврейского дома») ушли в леса и начали войну против новой власти. Сначала они действовали крупными отрядами, затем мелкими, и как раз именно поэтому пришлось провести депортацию их пособников в мае 1948 г. (39.766 чел.), а затем два раза выселяли тех, кто сопротивлялся коллективизации – в 1949 г. (32.000 чел.) и в 1951 г. (16.150 чел.). Итого, 104.000 – в 2,5 раза меньше озвученного в фильме! Как говорил булгаковский персонаж, «поздравляю, гражданин – соврамши». Осталось только понять, зачем кинорежиссеру понадобилось так врать в сугубо художественном фильме? Кстати, от рук литовских лесных националистов погибли 25.000 местных жителей – из них примерно тысяча детей (ребенка в лесу они могли убить просто за ношение пионерского галстука), из них 50 младенцев! Но вот их режиссер-сценарист Чухрай почему-то в свою статистику не стал включать...

Впрочем, Павел Чухрай не ограничился новейшей историей Прибалтики. В конце фильма бывший комендант рассказывает Максу о своем участии в штурме Кенигсберга: «Гнали нас генералы под пули как скот, как мясо». К развитию сюжета фильма эта реплика никоим образом непричастна – но разве может современный российский фильм обойтись без тезиса «Завалили трупами»?! На самом деле оборонявших Кёнигсберг немцев действительно завалили – только не трупами, а бомбами и снарядами. К штурму Кенигсберга было привлечено 5200 орудий и минометов (в том числе и особой мощности – калибром до 305 мм) и две воздушные армии – более 2000 самолетов, преимущественно бомбардировщиков и штурмовиков. Штурм состоялся в начале апреля 1945 г., поэтому Красная Армия продемонстрировала всё, чему научилась за время войны. После долгой артиллерийской и авиационной подготовки штурм крупного и важного города завершился за 5 дней, потери Красной Армии составили 3.500 человек (прописью: три тысячи пятьсот), немцев – 42.000 убитыми и 70.000 пленными. Я, конечно, понимаю, что не у всех есть время и желание читать серьезные исследования – но вот заглянуть хотя бы в Википедию, где есть все необходимые данные, по силам даже автору сценария и режиссеру Павлу Чухраю!

Естественно, что в уста главной героини авторы фильма вкладывают такую близкую всем нашим творческим личностям фразу «Вас, ментов, все ненавидят!» - как же без этого…

Кому следует смотреть этот фильм? Несомненно, тем, кому дороги пропагандистские сказки прибалтийских нацистов о равенстве между Советским Союзом и нацистской Германией и тиражируемые со времен «перестройки» сказки о заваливании трупами. А остальным, у кого ещё осталась совесть, лучше сходить на другой фильм, пусть даже на «Трансформеров»  и не тратить деньги на эти идеологические помои – ведь фильм уже и так оплачен министерством культуры РФ из кармана народа России!