Фильм "Дюнкерк" (рецензия Евгения Киселева)

Хорошие фильмы про войну снимают по-разному: кто-то с привлечением огромных массовок (как Сергей Бондарчук или Юрий Озеров), кто-то ограничивается небольшим количеством персонажей (как в отечественных фильмах «Хроника пикирующего бомбардировщика», «В бои идут одни старики», «На войне как на войне» или в американском «Ярость»), но всегда в хорошем фильме о войне даже несколько персонажей показывают зрителю и близость смерти, и взаимовыручку, и все связанные с войной проблемы. А вот у Кристофера Нолана в фильме «Дюнкерк» получились «сапоги всмятку» – внушительная массовка изображает лишь стадо баранов, которым никто даже не пытается командовать, а несколько персонажей, на которых сосредоточен автор фильма, не позволяют увидеть леса за деревьями и осознать все масштабы операции «Динамо», когда за девять дней с привлечением 693 британских кораблей и судов и 250 французских удалось эвакуировать из Дюнкерка в Англию 338.226 человек, потеряв 2000 человек и треть плавсредств, хотя в самом начале надеялись спасти в лучшем случае 45.000.

А в фильме всего этого нет. Солдаты самостоятельно собираются на берегу моря. Часть из них набивается толпой на причал, хотя никакого корабля там нет и все они представляют отличную цель для немецких самолетов – но никто не приказывает им рассредоточиться: в фильме просто нет ни одного офицера. Другие выстраиваются в аккуратные очереди, упирающиеся прямо в море – при этом никто из них не знает, что придут маловерные суда, способные принимать людей с необорудованного берега: они просто по наитию встали именно туда, куда придут катера!

Из Англии прибывает целый адмирал – но и он тоже ничем не руководит (тем более, что у него для этого нет ни помощников, ни средств связи), а просто смотрит на происходящее вокруг него с олимпийским спокойствием буддийского игрока в покер... Так авторы фильма представляют себе руководителя операцией по эвакуации из Дюнкерка контр-адмирала Рамси, который координировал действия почти тысячи кораблей и судов (причем не только британских, но и французских, что добавляло сложности в задачу), обеспечивал прием спасенных в Англии и повторную отправку кораблей за оставшимися на том берегу, координировал действия флота с авиацией, в итоге спас людей намного больше, чем предсказывали самые оптимистичные прогнозы и по итогам этой операции заслуженно получил орден Бани – одну из высших наград Британской империи. А в фильме он смотрит на бушующее море как байронический герой и ничего не организует – ни в Лондоне, ни на месте, а все остальные просто как-то самоорганизовались и спаслись!

А ведь на самом деле история операции «Динамо» заслуживают очень хорошего фильма! Итак, начав 10 мая 1940 г. наступление в Северной Франции, Голландии и Бельгии, немцы уже 20 мая вышли к морю и тем самым отрезали группировку войск союзников (французская 16-я армия, британские экспедиционные силы и бельгийская армия) от остальной территории Франции и её главных сил. Однако, активно добивать окруженную группировку немцы не стали. Существует распространенное, но ошибочное мнение, что это было сделано Гитлером специально, дабы продемонстрировать Англии свое миролюбие. Однако, в это же самое время шла активная война на море с британскими силами в Норвегии, а немецкие подводные лодки продолжали топить британские суда по всей Атлантике без всякого миролюбия. На самом деле, причина была совсем в другом. Во-первых, местность в тех краях очень хорошо подходила для обороны из-за обилия каналов. Помните кинохронику, как в 1941 г. мирные жители рыли противотанковые рвы во время немецкого наступления на Москву? А у британцев и французов вместо них были каналы – уже давно вырытые в большом количестве и даже заполненные водой. Кроме того, немцы вошли в зону действия корабельной артиллерии – гораздо более мощной, чем имевшаяся у их противников полевая. Во-вторых, немцы к тому времени уже понесли большие потери в технике, а оставшуюся разворачивали для удара на юг против оставшихся французских сил – которые просто были многочисленнее и потому опаснее, чем окруженная в Дюнкерке группировка. В-третьих, хвастливый и самонадеянный командующий ВВС Германии рейхсмаршал Геринг пообещал фюреру уничтожить окруженную в Дюнкерке группировку исключительно силами авиации – и не смог этого сделать. Так что натиск немецких сухопутных войск на окруженных был резко ослаблен, а авиация не смогла выполнить поставленную задачу. Тем не менее, в фильме один из персонажей озвучил в качестве основной причины именно «стоп-приказ» Гитлера, чего в конце мая 1940 г. в Англии никто знать не мог.

Впрочем, вернёмся к фильму. Во время просмотра ловишь себя на мысли, что Нолан после многочисленных фильмов о супергероях захотел попробовать себя в жанре фильма-катастрофы с немецкой армией вместо землетрясения/астероида/вулкана/инопланетян. Правда, катастрофа тоже получилась какая-то жиденькая – вся военная мощь нацистской Германии весь фильм представлена лишь полудюжиной самолётов, а сами немецкие солдаты появляются в самом конце в виде трех неясных теней, а вот герои фильма тоже не пытаются бороться с проблемой и просто ждут когда всё само собой решится.

Мало того, во время одновременно разворачивающихся событий персонажи действуют то днем, то ночью, так что потом не удивляешься ни совершающему сложные манёвры самолёту с остановившимся без бензина двигателем, ни суденышку с полностью затопленным трюмом, на котором не выходящие из этого трюма солдаты отправились в Англию – с неработающим двигателем и без рулевого...

Словом, фильм «Дюнкерк» ясно демонстрирует, что не только Фёдор Бондарчук и Никита Михалков не умеют снимать фильмы о войне!