Фильм «Дуэлянт» (рецензия Евгения Киселева)

На экраны вышел фильм «Дуэлянт», сюжет которого заключается в следующем – в Санкт-Петербурге 1860 года появляется молодой человек, который безжалостно убивает незнакомых людей на частых дуэлях. Секрет его успеха прост: он – оживленный местными шаманами труп сосланного на Алеутские острова разжалованного офицера Колычева.

По предшествовавшей выходу фильма масштабной рекламной кампании в СМИ интуиция подсказывала: кино вряд ли будет хорошим – и не подвела. Действительно, зрителям показали редкий шлак!

Создателям фильма надо было очень постараться, чтобы кино получилось настолько невыразительным. В этом – помимо прочего – им очень помогли актёры: нечасто встречается фильм, где изначально картонных персонажей умело дополняет актерская игра, когда люди с каменными лицами профессиональных игроков в покер говорят все фразы с одной и той же интонацией... Честно говоря, если бы убрать вообще все диалоги из фильма, а вместо них сделать текстовые вставки как в немом кино, то «Дуэлянт» ничего бы не потерял в плане сюжета, зато было бы понятнее для зрителей, ибо дикция актеров также оставляет желать лучшего.

Что же касается действия фильма, то оно отсутствует вместе с актерской игрой – у главной героини на глазах дубинами забивают насмерть брата, а она в это время спокойно сидит в карете. Видимо, в Неву по каким-то причинам попали несколько цистерн брома, и поэтому на несколько дней 1860 года в столице воцарилась всеобщая оцепенелость – иначе невозможно объяснить, почему в фильме одни персонажи постоянно заламывают руки другим и бьют их мордой об стол (при этом высшая аристократия демонстрирует навыки опытных омоновцев) при полном спокойствии окружающих. Видимо, режиссер считает, что на дуэль при царе-освободителе вызвали именно так…

Если описать филь одной фразой, то московские мажоры в мрачных декорациях даже не сильно стараются изображать дворян. Стоит отметить, что даже в снятом четверть века назад абсурдистском фильме-пародии «Два капитана – 2» рок-музыканты Борис Гребенщиков и Сергей Курехин в мундирах были гораздо больше похожи на офицеров царской армии, чем актеры в «Дуэлянте». Похоже, общие натужные старания не изобразить никаких эмоций плохо повлияли и на  исполнителя главной отрицательной роли Владимира Машкова – он, который запомнился зрителям выразительными ролями в фильмах «Вор» и «Идиот» и многих других, превратился в один из элементов общей мрачной массы персонажей фильма, где главного героя очень трудно отличить от статиста массовки. 

При просмотре фильма начинает казаться, что режиссер специально старался, чтобы актеры вообще ничего не изображали и что если бы вместо профессиональных актеров на съемки пригласили бы народ из зала ожидания Ленинградского вокзала, то в целом получилось бы намного лучше, ибо тогда зритель увидел бы хоть какие-то эмоции!

Что же касается прочих деталей фильма, то тут уместно вспомнить анекдот:
- Когда я смотрю «Мир Юрского периода», то каждый раз плачу...
- Ты настолько сентиментален?
- Нет, я настолько палеонтолог!

Персонажи «Дуэлянта» говорят и ведут себя как кто угодно, только не как петербургские аристократы 1860 года – и это несмотря на то, что относительно недавно были сняты фильмы, очень хорошо воспроизводящие атмосферу той эпохи: «Идиот» и «Азазель». Однако, всё становится на свои места, если предположить, что Алексей Мизгирев ни на минуту не дает себе забыть, что он не просто режиссер, а режиссер фестивальных фильмов – там такая продукция может найти своего почитателя, а если герои при этом говорят не как персонажи Достоевского или Боборыкина, то тем хуже для классиков!

Впрочем, даже для тех, кто слабо представляет себе язык, одежду и нравы Петербурга 1860 года (а в фильме зрителю предстали светские дамы в брюках – после чего отсутствие у них шляп, перчаток и корсетов уже не удивляет), фильм может показаться странным, ибо иногда нелогичность поступков героев зашкаливает даже по невзыскательным меркам современного российского кино. Например, офицерское собрание вызывает родного брата того, за кого себя выдает главный герой, для опознания и очной ставки – и в ответ на простой вопрос «Вы узнаете своего брата?» он... достаёт револьвер и предлагает сыграть в «русскую рулетку»! (Тот факт, что сама азартная игра с летальным исходом, известная нам как «русская рулетка» появится только через полвека уже вряд ли стоит отдельного упоминания...). И это мы не говорим уже о том, что осталось невыясненным, зачем алеутам надо было воскрешать главного героя, и почему у оживленного шаманами трупа сохранились все человеческие потребности – он пьет алкоголь, занимается сексом и копит деньги! Логично было бы спросить: зачем трупу деньги? Но это, к счастью, один из немногих вопросов, на который создатели фильма дали ответ: деньги нужны для подкупа чиновников, которые могут отменить приговор и вернуть главному герою дворянское звание. Правда, сразу же возникает другой и, увы, безответный вопрос – зачем трупу дворянство?

Одним словом, фильм «Дуэлянт» с его 725-миллионным бюджетом является эталонным образцом шлака даже среди поделок российского кинематографа последних лет, а от соотношения «затраты / результат на экране» даже такой выдающийся осваиватель бюджетов как Никита Михалков получит стойкий комплекс неполноценности!

Выходя из зала, задаешь себе вопрос: что это было? Исторический фильм? Нет – там были ожившие мертвецы. Мистический фильм? Тоже нет – оживление мертвеца служит лишь невнятно обозначенной завязкой сюжета. Фестивальный фильм для узкого круга эстетов? Не похоже – слишком много денег потрачено на изображение грязного Петербурга. Приключенческий фильм? Абсолютно нет – имея все возможности показать зрителю хитро закрученный сюжет с кондово-посконным русским терминатором, погонями на каретах и перестрелками, режиссер показал лишь картонных персонажей в темных декорациях, где зал дворянского собрания сложно отличить от подвала, а единственным светлым местом действия служит морг с зеркальными стенами.

Одним словом, я советую читателям воздержаться от просмотра этого «шедевра».