Фильм «Черная пантера» (рецензия Евгения Киселева)

Произведения в жанре утопии всегда несут на себе неизгладимую печать времени своего создания, поэтому Телемская обитель Франсуа Рабле непохожа на алюминиевые дворцы из «Что делать?» Чернышевского, а «За чертополохом» атамана Краснова – на мир Великого Кольца из произведений Ивана Ефремова. Ну а следом нашего времени в жанре утопии заслуженно может считаться фильм «Черная пантера».

 

Итак, в давние времена на Африку упал метеорит со сказочным веществом вибраниум, который помог жившим в тех краях племенам получить недоступные для других технологии и построить своё справедливое государство Ваканду. Как? Не спрашивайте! Главное, что получился идеальный с точки зрения создателей фильма мир Ваканды, где сочетаются гравитационные двигатели и абсолютная монархия, голография и холодное оружие – что вместе с самоизоляцией от внешнего мира делает Ваканду очень похожей на «идеальную» русскую монархию в романе «За чертополохом». (Я не думаю, что имеет место плагиат – скорее всего, авторы фильма и не слыхали о существовании Петра Николаевича Краснова, а совпадение произошло в соответствии с народной мудростью «у дураков мысли сходятся»). В начале фильма в Ваканде сменился правитель, и новому царю приходится иметь дело одновременно с местными изоляционистами, считающими необходимым продолжение самоизоляции, и прогрессистами, выступающими за то, что Ваканда должна поделиться своими технологиями и помочь всему остальному миру. Вдобавок приходит беда откуда не ждали: много лет назад брат тогдашнего царя Ваканды (и, соответственно, родной дядя нынешнего) побывал в США, увидел всю тамошнюю несправедливость к чернокожим и, возмущенный тем, что негров угнетают по всей планете (видимо, у нас и в Китае тоже) потому что у них нет оружия, предлагает вооружить всех негров мира оружием из вибраниума – так негры покорят любую страну, а Ваканда в этом случае правила бы всем миром. Однако, эта идея не была поддержана и, более того, радикала убил собственный венценосный брат. Но у убитого был сын от американки, который вернулся и в ходе ритуального поединка сверг кузена с престола и собирается воплотить в жизнь мечты отца. Дальше начинается почти час непрерывных поединков – где, надо заметить, женская гвардия и придворные дамы выступает строго на стороне положительного главного героя, тогда как воины-мужчины сражаются за узурпатора. В итоге узурпатора побеждают при помощи появившихся в духе «бога из машины» племени радикальных изоляционистов, но вернувшийся к власти главный герой все же начинает обмен технологиями с внешним миром. Тут и сказочке конец…

В целом получилось довольно глубокомысленно для вселенной «Marvel», откуда и пришли Черная пантера с Вакандой (ведь этот чернокожий супергерой появился ещё в 1966 г. как веяние времени и дань эпохе борьбы за права американских негров (которой занималась в том числе и экстремистская организация «Черные пантеры») и моды на прически-афро и рубашки-дашики), ну а то, что молодой царь слишком уж идеален, а любовная линия присутствует в фильме явно лишь «для галочки», не стоит считать недоработкой авторов фильма – это, фактически, обязательные признаки хорошей классической утопии.

Поскольку действие большей части фильма происходит в африканской стране, то совершенно неудивительно, что большинство актеров – негры. Белокожих актеров на значимых ролях в фильме всего двое, зато они компенсируют малочисленность качеством – ибо это Энди Серкис (знаменитый тем, что сыграл в  11 фильмах всего три роли – Горлум, Цезарь и Сноук, а тут он ещё и играет вживую, а не при помощи захвата движения) и Мартин Фримен (Бильбо Бэггинс из «Хоббита»).

Так что фильм наверняка придётся по вкусу как любителям серьезной фантастики (ибо тут весьма показательно воплощен «дух времени» - мечты о высокотехнологичном криптоматриархате), так и поклонникам фильмов в стиле «отключи мозг и наслаждайся действием».