Фильм «Большой» (Рецензия Ольги Сысуевой)

Версия Валерия Тодоровского «Большой» по сути рассказ о мечте человека, о любви к балету, об искусстве. Фильм мог быть рассчитан как на артистов, так и на зрителей, которым всё-таки интересно, чтобы заглянуть как-то на жизнь героев.

Подобные попытки, раскрывающие процесс обучения, уже были заданы в некоторых проектах, вроде американского «Подиум» или отечественного «Большой балет»; «Большая опера», касательно артистов эстрады раньше тоже были подобные проекты, где артисты ссорились, мирились, дружили, влюблялись и как факт становились профессионалами своего дела.

Посмотреть в мир балета помог зрителю режиссёр Валерий Тодоровский и его команда.

В фильме, который потом станет сериалом, показано становление будущей великой балерины Юлии Ольшанской от её первых попыток танцевать до роли Одетты в классической постановке в Большом театре. Нужно сказать, что такое кино очень смелое и как бы режиссёру в таких случаях доступны архивы. Что не каждому дано.

В конце фильма зритель как бы побывал на репетиции балета «Лебединое озеро», которое идёт как в воронежском театре оперы и балета; так и в Большом театре до сих пор. И как бы окунулся в бурю страстей - речь шла о замене солистки в балете. Но сам факт обыгран очень тактично – героиня уступила подруге, поняв, что сама когда-то была в чём-то не права. И здесь мы не видим никаких интриг со стороны девушки (Ольшанской), которой пришлось кого-то заменить.

Фильм «Большой» кажется каким-то калейдоскопом, его смотришь, и всё время пытаешься понять, откуда возникает та или иная часть жизни главной героини. Но в целом фильм производит приятное впечатление; может быть преувеличено с трансляцией алкоголя в кадре.

По жизни – сложно сказать; чисто с точки зрения эстетики в кино, думаю, что не всем понравится. Сцена с кражей серёжек уже что-то напомнила. Как будто напоминает очень старые фильмы, в которых ситуация оборачивается чуть ли не гибелью оболганных людей. В тех версиях этот поступок трактуется как подлость. Здесь же произошло, потому что о подарке забыли. Но в принципе можно было бы и не говорить о проблемах со здоровьем Галины Белецкой, которую блестяще сыграла Алиса Фрейндлих, потому что о подарке можно просто было забыть. Как факт.

О Валерии Тодоровском писали, что это режиссёр, который пытается заглянуть в закулисье разных элитных прослоек общества. Раньше был фильм «Стиляги». Потом – «Оттепель». Теперь уже профессиональный балет. Может быть, будет или мир оперы или мир кино.

Фильм, возможно, немножко напоминает сериал «Таинственная страсть», в котором режиссёр Влад Фурманов собрал всех выдающихся людей своего времени – Андрея Вознесенского. Бэллу Ахмадуллину, Евгения Евтушенко и Василия Аксёного, а также ряд других.

Так ли было на самом деле в элитных кругах сказать сложно. Но касательно попытки взглянуть на мир того времени «Таинственная страсть» сыграл большую роль в сериальном мире современности.

Думаю, что современные сериалы очень хороши. Так, например, «Страсти по Чапаю», «Мессинг», «Империя под ударом», «Гибель империи» с удовольствием смотришь и пересматриваешь до сих пор. Вероятней всего, «Большой» тоже найдёт своего зрителя, а у балета, и, возможно, оперы, новых почитателей и ценителей искусства.

Из мужских образов – Анциферов, Дюваль и Потоцкий, которые, наверное, были тайно влюблены в Юлю, но Юля осталась верна Кириллу, и можно предположить, что в будущем, Кирилл, не будучи артистом балета, найдёт свою женщину на сцене Большого.

Любви Карины Дюваль не заметил; так как у него была жена и, возможно, какие-то поклонницы.

Последующий фильм о балете Алексея Учителя «Матильда» грозит стать «бомбой»; о нём уже много споров, но, наверное, этот фильм не религиозный по сути; а просто о взаимоотношениях таланта (Кшесинской) и поклонника (Николая II).