Фильм «28 панфиловцев» (рецензия Евгения Киселева)
24 ноября на экраны вышел фильм «28 панфиловцев» – уникальный для нашего времени фильм и по содержанию, и по истории появления.
Так уж исторически сложилось, что – по вполне понятным причинам! – за последние четверть века фильмы про Великую Отечественную войну снимаются у нас по одному шаблону: войну выиграли уголовники из штрафных батальонов, вопреки стараниям Сталина и его генералов и комиссаров им помешать. Исключениями являются, разве что два фильма за 25 лет – «Звезда» и «Брестская крепость». Поэтому не удивительно, что уставшие от «штрафбатов» и «предстояний» зрители рады, что наконец-то появился фильм о войне без уголовников, атак с черенками от лопат вместо винтовок, танков с парусами, бесед с морскими минами и дефекаций с самолётов...
В итоге, энтузиасты собрали деньги, получили – через год после начала съемок – грант от министерства культуры РФ и финансовую помощь от Казахстана (т.к. дивизия генерала Панфилова была укомплектована уроженцами этой союзной республики), и в итоге появился этот фильм. Его история уникальна ещё и тем, что фильм начали ругать ещё за год да его появления! Почему? Потому что не всем по душе пришлась идея, что в России можно снять фильм о Великой Отечественной войне без привычных новых идеологических штампов. (Такой вот парадокс: обязательной идеологии в РФ нет по 13-й статье конституции, а идеологические штампы в кино есть). Поэтому задолго до выхода про «28 панфиловцев» начали писать, что его авторы врут, ибо боя 28 панфиловцев не было и его придумали уже потом. (При этом те же самые люди любят потешаться над «Я Пастернака не читал, но осуждаю...»). После выхода фильма оказалось, что его авторы отошли от канонической истории корреспондента «Красной звезды» Кривицкого – фильм рассказывает не о 28 бойцах как о вещи в себе, а о подразделении 316-й стрелковой дивизии и принятом им 16 ноября 1941 г. бое против немецкого танкового батальона. Это подразделение сначала находится в тылу и его бойцы учатся уничтожать танки, потом по приказу командования занимает позицию и ведет бой в тесном контакте с командиром батальона. А что касается мифов и пропаганды, то в одном из эпизодов фильма боец заслуженно высмеивает довольно топорный образец военной пропаганды – при полном одобрении политрука Клочкова.
И вот фильм вышел на экраны... Первое впечатление – это совершенно непохоже на то, чем нас кормили последнюю четверть века. Особенно порадовали диалоги героев: слова, оттенки, интонации передают и суровую напряженность тех дней, и упёртость, готовность показать себя, и страх неизвестности, и готовность подбодрить себя и товарищей, и кураж перед боем. В фильме много юмора – не натужного от взращенных на голливудских штампах сценаристов, а живого народного, который рождается только в моменты огромной опасности и помогает сохранить силу духа, но этот юмор не делает фильм ни смешным, ни комедией.
Герои фильма не думают о красивых позах и громких фразах – они защищают свою Родину, сменив привычные профессии трактористов и пастухов на специальности пулеметчиков или бронебойщиков. У них нет времени на красивую демонстрацию сложных эмоций – они делают то, что должны, чтобы в итоге мы могли жить на свете. А в результате зритель не только представляет себе фронтовой быт, правила стрельбы из противотанкового ружья и пушки-сорокапятки, и даже внутреннее устройство немецкого танка, но и полностью погружается в события фильма без всякого 3D. И всё это на фоне замечательной музыки – во многих местах она договаривает то, что не было сказано словами!
Сразу после выхода фильма его начали сравнивать с «Они сражались за Родину» Сергея Бондарчука. Уточню: фильм, созданный энтузиастами на собранные народом деньги на равных сравнивают с фильмом, снятым лауреатом многих призов и премий (в том числе и «Оскара») по произведению лауреата Нобелевской премии по литературе в условиях практически неограниченного государственного финансирования!
Всё это выглядит ещё более достойно, если вспомнить, что министерство культуры РФ финансировало из государственного бюджета такие русофобские поделки как «Жила-была одна баба», «Левиафан» (на который Минкульт выделил примерно вдвое больше средств, чем на «28 панфиловцев») и «Ледокол», а что касается профессиональных кинодеятелей и «28 панфиловцев», то древнюю мудрость «глас народа – глас божий» и про отдых природы и детей гениев ещё никто не отменял, поэтому неудивительно, что едва ли не в первый день проката фильма появился анекдот:
– Добрый день, господин Бондарчук. Только что посмотрел фильм "28 панфиловцев". Отличный фильм, мне очень понравился! Больше вам за него спасибо, Фёдор!
– Но его снимал не я...
– Вот за это и спасибо!
Однако, после выхода «28 панфиловцев» профессиональные недовольные начали ныть уже по другому поводу: фильм, видите ли, скучный – нет конфликтов между героями, глубокой драматургии, дуг характера, истерик, клипового монтажа, флешбеков из мирной жизни, заламывания рук и прочего. Да, это нет – он про реальность: все действуют грамотно и по уставу, не пререкаются, истерик не устраивают. Всё так, как и должно быть на войне. Более того, там герои говорят нормальным языком, а не представители «великой актёрской школы» надрывно орут хорошо поставленными голосами – мы от такого радикального новшества уже несколько отвыкли.
А ещё в фильме нет комических напарников у главных героев, обязательных негров, геев, разбирающихся в рукопашном бое девушек, и говорящих животных – словом, ничего из того, что обычно способствует увеличению кассовых сборов в последние годы.
Именно поэтому я советую читателям сходить на «28 панфиловцев», а ещё лучше сделать вместе со своими лучшими половинами, родителями, детьми, бабушками и дедушками – ибо это фильм для всех поколений, подобного которому очень давно не было, и, боюсь, сравнимый с ним ещё нескоро появится.