Фантастический мир Александра Беляева

Мне кажется, что человек не властен над стихией.  В современном мире кино прозвучала идея о том, что человек может контролировать погоду ( фантастическая драма с Джеральдом Батлером "Геошторм", 2017).  Но человек бессилен обладать такими возможностями, чтобы устоять  перед катаклизмом.  Но идеи о том, что круизные лайнеры будут безопасными для пассажиров рассматриваются и рассматривались в прошлом.

Александр Беляев известен всем поклонникам любителей фантастики за созданный им роман «Человек-амфибия», после вышел такой фильм, уже после смерти писателя в 1961 году.

На самом деле творчество Александра Беляева очень многогранно и интересно. Это фантастические миры Аэлиты, «Головы профессора Доуэля» и будоражущий душу «Левиафан» в романе «Чудесное  око».  Так, в романе «Чудесное око» ведётся рассказ о судьбе аргентинского изобретателя Хургеса, который во времена Великой Депрессии погиб на вымышленном Беляевым «Левиафане», а некий фантаст Миша Борин выдумал роман о Хургесе и атомной энергии, секреты которой перевозил погибший Хургес  на красавце-лайнере.  

Возможно, по прошествии,  стольких лет творчество Александра Беляева  стали поднимать снова не зря: приходит новое осмысление.  Думаю, что я бы его назвала не только «русским Жюль Верном», но и русским «Джоном Астором», судьба которого, вероятней всего, поразила Александра Беляева. Несмотря на то, что Беляев при жизни получил строгую  критику, его произведения были очень популярны. Он создал более 70 произведений в жанре научной фантастики, и около 18 романов.  Александр Беляев родился в Смоленске, в семье священника и в детстве серьёзно увлекался фотографией, музыцированием (играл хорошо на фортепьяно, вероятней всего, и на других музыкальных инструментах, возможно, хорошо пел); также Беляев всегда стремился к звёздам. Беляев всегда задумывался над теми вопросами, которые бы помогли человечеству обойтись без колосальных жертв. Согласно данным, Беляев был театралом, и занимался театром - участвовал в постановках, ставил пьесы, а также даже выступал на профессиональной сцене немного, вероятней всего, до женитьбы. С переездом в Москву, он серьёзно стал заниматься осуществлением своей мечты - писать о "Титанике" и сочинять фантастику. 

У Александра Беляева есть ещё ряд Предсказаний. Так, в книге "Человек амфибия" Беляев предсказал современный акваланг, а это 1927 год; также в романе "Звезда КЭЦ", который был написан  по мотивам и итогом переписки с самим Циолковским, в 1936 году Беляев сделал вывод о возможности выхода в открытый Космос людей. Беляев также был уверен, что "Титаник" обнаружат когда-либо исследователи - вероятней всего, что он явился предсказателем всех экспедиций Джеймса Кэмерона и Анатолия Сагалевича на "Титаник". Об этом рассказано в романе Беляева "Остров погибших кораблей".  

 Также для биографов писателя загадкой является смерть Беляева. Так, исследователь Иван Жуков считает, что писатель погиб из-за магического влияния на него знаменитой Янтарной комнаты, которой он занимался всю жизнь. По поводу дел Янтарной комнаты в истории Александра Беляева это почти детектив. Потому что, собирая данные о ней, он привлёк внимание фашистов, и, возможно, за отказ что-либо сообщить по ней фашистам, был  убит. Это по одной из версий. По другой версии, писатель, занимаясь тайнами Янтарной комнаты в оккупированном Пушкине, погиб от голода. Но в таком случае, мистика получается ещё больше - как бы Янтарная комната сыграла роковую роль в судьбе  Беляева. Но мне кажется, что Беляев всё-таки был убит фашистами. Мне известна судьба не всех родных писателя, где-то находила информацию, что его сын оставил о нём воспоминания - "Мой отец - фантаст Беляев" (Беляев С. А. Мой отец — фантаст Беляев // Нева. — 1998. — № 3. — С. 248-251.

Также Беляева интересовала проблема Атлантиды - его роман "Последний человек из Атлантиды".

Почти все герои Беляева обладали сверхспособностями. Это их отличало от обычных людей. Этим они оставляли след в их душах навсегда. 

Например, герой романа «Ариэль» умел летать. А герой романа «Человек-амфибия» плавал под водой. На самом деле Беляев отлично понимал, что если людям попадётся человек со способностями Ихтиандра, то они его, скорей всего, заставят охотиться за сокровищами. Но   тем не менее, идея спасти несчастных жертв морской катастрофы владела писателям, когда он невольно вложил в речь профессора Сальваторе на суде мотив гибели «Лузитании» в 1915 году. Но сам Александр Беляев испытывал редкостные трудности, несмотря на то, что у него была редкостная для любого писателя современности плодовитость. Он мечтал для того, чтобы у него перестали быть проблемы, он мечтал, чтобы в Советском Союзе было всё благополучно, и все были обеспечены всем необходимым, он мечтал для того, чтобы люди, наконец, побороли океан, и перестали тонуть.  

 

 

Источники:

Александр Беляев. Чудесное око, романы

Александр Беляев. Человек-амфибия,

Александр Беляев. Ариэль и другие

Переписка Беляева с Циолковским.

 

Литература:

Михаил Ефимкин. В воде и в космосе. Предсказания Александра Беляева. Газета Аргументы и факты, их официальный сайт.

Андриенко А. В. Смоленские тропы А. Р. Беляева. Публикации А. Р. Беляева в газете «Смоленский вестник» (1907-1914) // Библиография. — 2012. — № 3. — С. 147-152.

Беляева С. А. Мой отец — фантаст Беляев // Нева. — 1998. — № 3. — С. 248-251.

Орлов В. Три стихии Александра Беляева.

Открытые сайты, посвящённые творчеству Беляева и его книги в открытом доступе в интернете.

фото взяла с архивов в интернете. 

Автор текста: Ольга Сысуева