ЕВГЕНИЙ КИСЕЛЁВ: РЕЦЕНЗИЯ НА ФИЛЬМ "ТАРЗАН. ЛЕГЕНДА"

В прокат вышел фильм Дэвида Йэтса «Тарзан. Легенда». Если кратко, то это фильм про то, как в 1890 году английский лорд при помощи американского дипломата и стада антилоп-гну предотвратил колонизацию Конго бельгийцами. В общем, такой сюжет вполне годится для автора четырех последних экранизаций «Гарри Поттера» – и по накалу действия, и по его фантастичности.

Если же отвлечься от увлекательного сюжета фильма и сравнить его с тем, что творилось в Африке в конце XIX века, то напрашиваются интересные выводы. Дело в том, что фильм ясно и многократно говорит зрителю: эксплуатация колоний – это плохо! Однако, авторы фильма не задумывались, что они носят сшитые в Юго-Восточной Азии брендовые одежду и обувь и общаются по сделанным там же смартфонам вместо того, чтобы за гроши делать эти смартфоны и обувь по 16 часов в день, именно потому, что колонизация и угнетение слабых народов их родными странами в XIX веке и позволила им развиваться дальше и создать непреодолимую пропасть между собой и остальным миром, позволяющую им и через век с лишним жить намного лучше своих бывших колоний. Например, в Конго сейчас не могут потратить 180 миллионов долларов на один фильм, как это сделали продюсеры «Тарзана». Собственно, вся европейско-североамериканская цивилизация выросла на угнетении и уничтожении слабых – от первых войн Рима в середине I тысячелетия до нашей эры до оккупации Ливии в 2011 году. Однако, именно это порицают создатели фильма. Фактически, осуждение колонизации и в новом «Тарзане», и в более раннем «Аватаре» ставит под сомнение саму основополагующую идею западной цивилизации, работавшую многие тысячелетия. Как мы знаем из недавней истории, когда в нашей стране во время «перестройки» поставили под сомнение основополагающие, государствообразующие идеи, то всё закончилось плохо – посмотрим, чем подобная тенденция в кинематографе закончится для Запада...

Стоит отметить, что авторов фильма совсем не интересует, что будет дальше с избежавшими колонизации народами Конго – фильм заканчивается радостно кричащими на скале неграми с копьями и уплывающим бельгийским флотом. «Дальнейшее – молчанье...». Собственно, в этом и заключается глубинный творческий кризис всех сюжетов последнего времени про борьбу за справедливость: от сугубо развлекательных фильмов вроде «Тарзана»  до серьезных антиутопий 1990-2010-х – разрушить несправедливо устроенный мир у героев получается, а вот построить что-то лучше взамен они уже не могут, потому что не могут придумать авторы (идею про построение коммунизма не пропустят вледельцы издательств и кинокомпаний, а серьезную альтернативу ей за полтора века так и не придумали, хоть и очень старались; лучше всех это получилось у Олдоса Хаксли в романе «Остров» (1962) – там рецепт идеального государства простой: самоизоляция и поголовная наркомания населения).

Особенно интересно то, что основой для антиколониального фильма стали книги Эдгара Райса Берроуза (1875-1950) про Тарзана – при жизни этого плодовитого автора только про Тарзана с 1912 года вышла 21 книга, потом по ним было снято несколько десятков фильмов. Однако, изначальный авторский замысел был другим – аборигены Африки там показаны отвратительными жестокими дикарями, а вот белые колонизаторы благородны и цивилизованны. Словом, всё наоборот по сравнению с фильмом!

Тем не менее, фильм можно смело рекомендовать тем, кто хочет посмотреть на хорошо воспроизведенный быт конца XIX века, природу Африки, погони, драки, перестрелки и отличную игру Кристофа Вальца и Сэмуэла Джексона.