Евгений Киселёв - рецензия на фильм "Финансовый монстр"

На экраны вышел фильм «Финансовый монстр» - уже четвертая работа Джоди Фостер в качестве режиссера.

Главный герой фильма (в исполнении Джорджа Клуни) – ведущий телепередачи о фондовом рынке «Финансовый монстр». С помощью низкопробной петросянщины он рассказывает простодушным согражданам, куда им надо вкладывать деньги. И вот однажды к нему в студию во время прямого эфира приходит молодой человек, который несколько месяцев назад вложил по его совету деньги в акции одной компании, а та (по официальной версии, из-за «компьютерного глюка») понесла убытки в 800 миллионов долларов, и акции упали в цене почти вдесятеро. Поэтому молодой человек пришел не с пустыми руками, а с зарядом взрывчатки в вассермановском жилете и попросил продолжить эфир...

Режиссер программы (Джулия Робертс) остаётся в студии и продолжает работу, хотя и находится в зоне поражения, ведь нежданный гость в любой момент может привести в действие зарядное устройство. 

Крайне любопытны способы, которыми пытаются решить возникшую ситуацию. Сначала Клуни, пользуясь тем, что продолжается прямой эфир, обратился к многомиллионной аудитории  с призывом покупать акции почти обанкротившейся компании, чтобы поднять их курс. В итоге цена сначала немного поднимается, потом падает ещё ниже. В это время полицейские разыскали подругу разгневанного молодого человека и устроили им сеанс связи, чтобы убедить его не взрываться, но вместо этого она рассказала своему другу, что тот – никчемная тряпка, это тоже не прибавило спокойствия находящимся в студии...

В начале своей акции захвативший студию герой заявлял, что хочет справедливости, что отказывается от предложенной телеведущим компенсации потерянных 60.000 долларов, что хочет прекратить обман доверчивых, но потом эта ветвь сюжета как-то плавно угасает. Создается впечатление, что то ли создателям фильма намекнули, что такую тему лучше не развивать, то ли они сами просто не знают, что предложить вместо желания легко и быстро разбогатеть на спекуляции ценными бумагами. Поэтому в итоге всё заканчивается странной развязкой через целую вереницу «так не бывает». Сначала пресс-секретарь той самой разорившейся компании решает провести собственное расследование причин столь значительной неудачи, входит ради этого в контакт с режиссером телешоу о финансах, и вместе они выясняют, что причиной был не «компьютерный глюк» (которым в глазах доверчивых разоренных людей можно объяснить что угодно), а умысел директора компании, об этом узнают и Клуни с  захватчиком. 

За кадром остаётся, как директор собирался отчитываться перед акционерами, если те не поверят в компьютерную версию, и как пресс-секретарь собиралась жить дальше (после такого номера её вряд ли заходят видеть на аналогичной должности в другом месте). В итоге директора компании уличают в махинациях в прямом эфире, но сразу после этого борца за справедливость убивает полиция,  а телеведущий и режиссер в уютной обстановке начинают обдумывать идею нового шоу. Директору предъявляется обвинение, но, как мы знаем из реальной истории а также из недавнего фильма «Игра на понижение», даже те, кто довел дело до финансового кризиса 2007-2008 годов, вышли сухими из воды, ещё и получили государственные деньги для устранения последствий их решений. Так что счастливого конца не получается: искатель справедливости убит, его беременная подруга осталась без денег и без спутника жизни, вложившиеся в акции люди тоже остались ни с чем, хотя как раз их жалко меньше всего. Директор компании справедливо заметил в их адрес, что когда акции росли в цене, то эти покупатели не спрашивали, откуда берутся деньги на выплаты им дивидендов, а когда начались убытки, то резко вспомнили о честности.

Словом, создатели фильма попытались поднять сразу несколько важных проблем: ответственность за последствия своих  слов и поступков, справедливость нынешнего мироустройства.  Но в итоге всё свелось к демонстрации смелого и решительного Клуни зрителям, которые, по мысли создателей, уже должны были забыть, как в начале фильма он из остроумного шоумена моментально превратился в жалкого труса. Казалось бы, вот наконец-то можно увидеть Клуни не в роли пафосного приторно-хорошего персонажа, а в роли по-настоящему отталкивающего профессионального лжеца, но нет! Благодаря подсказкам из микрофона и новости, что в жилете не взрывчатка, а её имитация из глины, Джордж Клуни возвращается к своему привычному амплуа, а зритель чувствует себя обманутым сразу по нескольким пунктам.

С другой стороны, если хочется сходить в кино, но вы уже слишком взрослый для «Черепашек-ниндзя», то «Финансовый монстр» отлично вам подойдёт.

Евгений Киселёв