Еще раз о легендарном спектакле «Мертвые души» Воронежского государственного театра кукол имени В. А. Вольховского

В год празднования 85-летнего юбилея со дня рождения главного режиссера воронежского театра кукол «Шут» Валерия Вольховского театр его имени приготовил для своих зрителей большую юбилейную программу. Одним из последних событий этой программы стал в начале декабря видео-показ трех заслуженных спектаклей театра - «Озерный мальчик», «Соломенный жаворонок» и «Мертвые души».

Иногда кажется, что при переносе хорошо знакомой литературной классики на театральную сцену, либо на экран, неизбежны художественные потери. Что уж говорить о театре кукол с его условностью как основополагающим художественным принципом. Возможно, чтобы компенсировать эти предполагаемые потери, театры иногда стараются увлечь зрителя неожиданной или даже эпатажной трактовкой известного текста. Совсем не то в спектакле В.Ольховского по «Мертвым душам» Н.В. Гоголя. 

С самого начала было понятно, что режиссеру важно сохранить непременно и гоголевскую интонацию, и философский ракурс гоголевской поэмы. В самых первых кадрах видео-версии мы видим автора поэмы (в исполнении В. Вольховского), произносящего, будто монолог, текст из начала первой главы, задающий тон будущему действу: «…Русь, дай ответ! Не дает ответа…» И только потом: «внимание, занавес!» - и зритель оказывается в новой реальности. 

Теперь зритель может разглядеть мир, воссозданный для него художником. Впрочем, не стоит думать, что режиссер и художник – это две автономные фигуры в театральном творческом процессе. Главный художник театра «Шут», Елена Леонидовна Луценко, проработавшая 20 лет с Валерием Вольховским, рассказывает о соавторстве режиссера и художника, как о необходимом условии рождения хорошего спектакля. В вестибюле перед входом в зрительный зал можно видеть рабочие листы художника с эскизами к спектаклям, среди которых и «Мертвые души». В них отражена кропотливая многоэтапная, подчас даже мучительная (вспомним: «муки творчества») работа над образностью спектакля. Но часто, когда эскизы готовы и отобраны, режиссер опять вносит правки. Действительно, на некоторых листах в вестибюле можно увидеть руку главного режиссёра! Иногда же совместная работа режиссера и художника продолжается до последней минуты – вплоть до окончания генеральной репетиции! «Тут важно взаимопонимание, важно быть творчески на одной волне»,- говорит  Елена Луценко. 

Елена Леонидовна Луценко пришла работать в воронежский театр кукол в 1987 году. Она - заслуженный художник России, лауреат Госпремии России и премии им. К.С. Станиславского. 

Ее талант и мастерство видны в каждой детали спектакля. К примеру, каждый персонаж «Мертвых душ» легко узнаваем зрителем, и при этом все они – будто «с одной планеты». Это означает индивидуализацию внешности каждого персонажа при общем стилевом единстве.

Большая художественная нагрузка ложится на сценографию. Важный у Гоголя образ ухабистой дороги, по которой птицей-тройкой несется Русь, решен в спектакле необычно. Удалось создать иллюзию движения – колеса вертятся, лошади энергично машут гривами…. Мы видим и самого Чичикова, выглядывающего из окна трясущейся брички, и горестный финал - откатившиеся колеса… Образ дороги дополнен кривыми домишками и покосившимися церквушками деревни николаевских времен.

Те же декорации остроумно использованы и в сцене появления Чичикова в казенном доме николаевской поры. Все это создает гоголевский дух, и ту атмосферу, которая помогает зрителю проникнуться замыслом спектакля.
 
За высокие художественные достоинства и мастерство спектакль «Мертвые души» стал лауреатом фестиваля театров кукол Урала в Оренбурге, получил Гран-при на международном фестивале в Венгрии.

Текст – Алла Яровая