Два цвета времени («Плачь, любимая страна»)

Ещё один незаслуженно забытый, но стоящий сюжет, посвящённый вопросам неравенства. Началось всё с опубликованной в 1948 году книги Алана Пэйтона, чья история стала основой фильма «Плачь, любимая страна», вышедшего в 1951 году, и снятого в 1996 году ремейка, больше известного в нашей стране под заглавием «Два цвета времени». Изначальная версия фильма получила положительные отзывы со стороны критиков. Сейчас более ранняя версия остаётся не столь известной даже на Западе, поэтому обновленная версия, которая была выпущена в середине 90-х, своим появлением пришлась кстати, напомнив о существовании этой истории.

Действие сюжета разворачивается в Южноафриканской республике времён Апартеида. Стивен Кумало, чернокожий священник из маленькой деревни, получает письмо из Йоханессбурга, где сказано, что его сестра сильно больна, и ей требуется его помощь. Она давно покинула родную деревню в поисках своего мужа, уехав в большой город и в конечном итоге оставшись там. Кумало собирает все доступные ему средства и отправляется в столь трудную для него поездку. По прибытии он узнаёт, что сестра его давно работает в борделе. Намереваясь до этого помочь своей сестре, Кумало неожиданно для себя меняет свои планы в связи с тем, что получает плохие новости о своём сыне, который заключён под стражу по обвинению в ограблении и убийстве. 

Параллельно Джеймс Джарвис – белый представитель более привилегированного класса – получает весть о смерти своего сына Артура, сторонника идей социального и расового равенства. Он тут же отправляется в Йоханессбург с целью узнать всё, что произошло.

Артур Джарвис оказался убит во время ограбления одной из банд, в которой был и сын священника Кумало Абсолом. Сам он на суде говорил, что убил Артура случайно просто из страха, не имея ни малейшего намерения к этому. Однако Абсолом всё равно осуждён и приговорён к смертной казни несмотря на все усилия отца и нанятого им адвоката. Кумало, однако, находит девушку его сына, которая, как оказывается, беременна от него. Кумало предлагает ей обвенчаться с его сыном пока и поехать в деревню уже как законная невестка, на что она с радостью соглашается. Им удаётся обвенчаться до момента исполнения смертной казни. 

Джеймс Джарвис, пытаясь выяснить, что происходило с Артуром всё это время до гибели, находит материалы, свидетельствующие о всей работе его сына, который пытался бороться против социального неравенства, царившего в стране. Просматривая все эти работы, Джеймс, который всегда был убеждённым сторонником идей Апартеида, довольно скоро пересматривает свои взгляды. 

В какой-то момент Кумало и Джеймс встречаются друг с другом. Хотя они жили практически в одном месте, до этого они сталкивались всего один раз, но знакомы всё равно не были. Вскоре становится ясно, что при всех социальных и расовых различиях, у них есть сходство жизненных взглядов. Несмотря на столь сложную ситуацию, в которую оба их сына оказались втянуты, Кумало и Джарвис не питают друг к другу ненависти, в дальнейшем оказывая друг другу некоторую поддержку и помощь.

Возможно, сегодня тема борьбы против расовых предрассудков уже вряд ли кого-то может удивить, так как тема на слуху и в прессе, и в научном сообществе, и искусстве. Но данный фильм смотрится достаточно свежо, несмотря на то, что вышел двадцать лет назад (если говорить о более поздней версии). Хотя здесь показаны проблемы с привязкой к конкретной эпохи и конкретной стране, сама проблематика фильма остаётся весьма универсальной. Подача не выглядит навязчивой или призывающей к чему-либо, здесь просто показана ещё одна история, которая просто даёт пищу для размышлений без лишней патетики или гротесков, которые пусть и дают определённый эффект, но со временем начинают раздражать. При всех упомянутых уже выше проблемах, сюжет в первую очередь выглядит как острая драма, чем, собственно, он и является.

«Два оттенка времени» / «Плачь, любимая страна» не является столь популярным в мире, а в России и постсоветском пространстве тем более остаётся малоизвестным, однако определённо заслуживающим внимание независимо от того, старая это версия фильма или новая. 

Текст: Павел Сычев