Дирки / Пропавший в пустыне

В 1969 году южноафриканским режиссёром Джейми Юйсом был снят фильм «Дирки. Пропавший в пустыне» (встречается чаще всего короткий вариант названия – просто «Дирки»). Картина сравнительно давнишняя, поэтому является малоизвестной как за рубежом, так и в России и странах ближнего зарубежья. 

История повествует о британском пианисте Джейми Хейсе, прибывшим в Юханессбург для гастролей вместе с восьмилетним сыном по имени Дирки. Мальчик вскоре заболевает, его мучает сухой кашель. Недолго думая, отец принимает решение отправить ребёнка к дяде Питу на зелёную ферму в целях оздоровления. Дядя забирает Дирки с собой, и они отправляются на самолёте, которым управляет сам родственник мальчика. Во время полёта у дяди Пита резко случается сердечный приступ, однако перед смертью ему кое-как удаётся посадить самолёт. 

Восьмилетний мальчик остаётся практически один наедине с дикой природой пустыни Калахари. Вместе с ним остаётся только его собачка Лолли. Условия сами по себе небезопасные даже для взрослого человека, ведь там много диких животных, да и климатические условиям также не столь благоприятны – палящее солнце, холодные ночи, песчаные бури. Дирки напуган, однако довольно скоро он начинает действовать достаточно рационально для ребёнка, хотя столь экстремальные обстоятельства этому и способствовали. 

Первое время он поддерживал связь по рации, однако по неосторожности он взрывает самолёт. Пытаясь ночью подлить горючего в костёр и тем самым уберечь себя от гиены, он таким образом лишает себя средства связи с цивилизацией. Единственное, что у него остаётся, это чемодан, где собрана кое-какая одежда, а также лекарство и будильник, который звонит в определённые часы, в которые необходим очередной приём лекарства. 

Военные разворачивают поиски, над Дирки даже пролетает один из вертолётов. Мальчик отчаянно пытается привлечь внимание, но его не видят. Тогда он решает найти путь к людям самостоятельно. Вместе с собачкой Лолли, которая ему часто помогает, он идёт по пустыне, время от времени добывая пищу и воду. 

События фильма развиваются довольно быстро. При всей их жёсткости общую атмосферу фильма смягчает приятная музыка, среди которой можно услышать произведения Листа и Шопена. Сцены, снятые в пустыне, чередуются с эпизодами, в которых показано, как решаются проблемы с поисками, куда были даже брошены военные. Однако эти поиски длятся не столь долго. Отца мальчика пытаются уверить, что ребёнок уже давно мёртв, ведь никаких вестей о его местонахождении нет уже больше недели, но Джейми всё равно не сдаётся. Он даже делает заказ на печать листовок, которые рассеивают над пустыней с самолёта. В листовках отец оставляет послание для сына о том, как любит его, а также некоторые инструкции по выживанию в пустыне. 

В фильме можно проследить, как рассуждает ребёнок при поиске тех или иных решений, а также как он меняется под влиянием столь жёстких обстоятельств. Например, уже когда первый раз на него нападает гиена, он стреляет в неё из дядиного ружья, хотя до этого он был весьма чувствительным и испытывал неприязнь к охоте и всему, что связано с убийством живых существ. Однако гуманность он также не теряет, так как хамелеона он убить всё-таки не решается, когда ему в очередной раз приходится решать вопрос пропитания. 

Питается он в основном яйцами, добытыми из птичьих гнёзд на деревьях, яйцами страусов, а также неизвестными найденными им плодами, которые, к счастью, оказываются съедобными. 
Тем не менее, не всё так гладко проходило, ибо пустыня – место опасное, и Дирки несколько раз пострадал от диких животных. На него два раза пытается напасть гиена, которая во второй раз ранит Лолли, он также страдает от укуса скорпиона и яда змеи. В какой-то момент он падает без сил среди песков, однако его находят двое бушменов, которые оказывают ему помощь и предлагают пищу. Казалось бы, ему повезло, ведь он не один, и люди настроены к нему благосклонно, но по недоразумению у Дирки выходит с ними конфликт. Когда ему предложили кусок жаренного мяса, то он подумал, что люди убили его собаку для пропитания. Лолли он быстро находит, но после этого его тут же прогоняют, и ему снова приходится бороться за свою жизнь одному.

Заканчивается фильм сценой, когда Дирки был найден отцом, который отправился вместе с военными на поиски сына. Сложно судить, насколько благополучной можно расценивать концовку фильма, ведь Дирки очень ослаблен и лежит без сознания, когда его находят. При том, что данная картина не выглядит агрессивно, всё же зрителя, переживающего за главного героя, она держит в напряжении. До самого окончания фильма хочется узнать, найдут ли Дирки или нет. Да, его находят, но дальнейшая его судьба остаётся неизвестной.

Есть и некоторые моменты, которые выглядят довольно забавно. Например, сцена, где Лолли пытается укусить хамелеона, а тот, защищаясь, пытается укусить собаку. Или сцена, где одну из листовок, предназначавшихся для Дирки, ловит обезьяна. 

Как уже было сказано, для широкой публики фильм всегда оставался не слишком известным. Изначально было выпущено две версии фильма – на английском языке и на африкаанс. Что интересно, обе версии являются практически идентичными, за исключением некоторых сцен. Например, версия на африкаанс начинается со сцены, где показан концерт, на котором выступает отец Дирки перед публикой. Однако англоязычная версия начинается с краткой историко-географической сводки о пустыне Калахари. Версия на африкаанс также является по длительности короче по сравнению с англоязычной по причине отсутствия некоторых коротких сцен, которые присутствуют в английской. 

В 1972 году в Индии на языке телугу был снят ремейк, с очень схожей сюжетной линией.

Критиками и зрителями отмечался и тот факт, что по стилистике фильм выглядит как предназначенный для детей, хотя существуют мнения, указывающие на недетский характер фильма и, следовательно, неприемлемого для просмотра детьми. Впрочем, некоторые зрители считают, что этот фильм детям посмотреть стоит, так как в его сюжете находят в определённом смысле образовательный компонент. В данном случае с этим можно согласиться, так как пользы действительно больше при просмотре подобных неразвлекательных по своей сути фильмов, и поучающий момент здесь также присутствует.

Трудно сказать, хорошо ли то, что фильм малоизвестный, или нет. Возможно, если бы о нём знало куда больше людей, то со временем он мог бы восприниматься как затасканный. Но как бы то ни было, это действительно достойная работа, заслуживающая внимания зрителей.

Текст: Павел Сычев