«Браво!» исполнителям Второго концерта Рахманинова для фортепьяно с оркестром в Воронеже

В рамках Платоновского фестиваля в Воронеже состоялся Концерт для фортепьяно с оркестром № 2 до минор (Рахманинов). Ожидаемый аншлаг Воронежской филармонии 29 сентября был связан с именем одного из самых перспективных молодых пианистов России Даниила Харитонова и именитым воронежским симфоническим оркестром под управлением дирижёра Игоря Вербицкого. 

Перед выступлением гость Воронежа Даниил Харитонов пообщался со СМИ. «Это отличный повод выступить с концертом здесь, отмечая 150-летний юбилей Сергея Рахманинова всем миром», – сообщил пианист. – Когда я познакомились и подружился со скрипачом Эльвином Хокса Ганиевым, для меня стало ясно, что мы будем выступать вместе на одной сцене Воронежской филармонии в один день фестиваля, это очень престижно для меня».

Программа совместного выступления Д. Харитонова и Э. Ганиева 30 сентября включала: Сергей Прокофьев.  Соната для скрипки и фортепьяно № 1 фа минор, Клод Дебюсси. Соната для скрипки и фортепьяно соль минор, Фазыл Сай. Соната для скрипки и фортепьяно № 1, Иоганнес Брамс. Соната для скрипки и фортепьяно № 3, ор. 108.  

На вопрос журналистов: «Что ждёт нас?», пианист Харитонов пригласил всех на концерты в Воронежскую филармонию и ответил: «Лучше о музыке скажет сама музыка».

Открыл концерт известный воронежской публике Бронислав Табачников и познакомил молодую аудиторию с пианистом Даниилом Харитоновым и легендарным концертом Сергея Рахманинова, пианистом, композитором и дирижёром. Напомнил слушателям о жизни Рахманинова в селе Красное Новохопёрского уезда, трагических страницах его жизни и создании им уникального Второго концерта для фортепьяно и оркестра в 1900 году. Этот концерт в настоящее время входит в репертуар практически всех ведущих пианистов мира.

Громкие аплодисменты гостю и исполнителям. В звенящую тишину зала неожиданно врываются звуки колокола под бегущими руками пианиста, их подхватывает оркестр.  Летящие руки дирижёра поддерживают этот ритм, и мы слышим марш, шествие, как поднимается Россия. Так начался концерт Рахманинова для фортепьяно с оркестром № 2 до минор, который держал благодарную публику в эмоциональном напряжении восторга и трепета. 

«Браво!», несмолкаемые аплодисменты, цветы и вновь музыка от молодого пианиста Даниила Харитонова.  Публика стоя аплодирует пианисту и долго не отпускает со сцены. В подарок он получил буклет о филармонии со словами: «Великолепно пианист играл, и затаённо зал ему внимал».

В антракте одна из слушателей Екатерина Сергеевна, преподаватель филологического факультета ВГУ вместе со студентами Лизой, Арус и Ярославом на мой вопрос о впечатлениях сказали: «Хочется разобраться в природе творчества Сергея Рахманинова. Откуда берет начало его музыкальная поэтика: из области космического, сверхиндивидуального или из области земных переживаний? Нам рассказали историю создания его концерта. Сейчас я понимаю, это по-человечески, приближает нас к композитору. Я слушала музыку и представляла его переживания, услышала торжественность гармонии и понимание самого себя, утверждение себя». 

Мои собеседники слушали Второй концерт Рахманинова несколько раз и утверждают, что каждый раз он звучит по-новому, потому что исполнители вкладывают своё ощущение, эмоции. Этот концерт запомнится им надолго, они открыли для себя новое имя, восхищены пианистом и старейшим симфоническим оркестром, отмечающим своё 90-летие. 

Во второй части концерта прозвучала сюита из балета «Жар-птица» в исполнении симфонического оркестра.  

Напомню читателям, что впервые концерт, написанный  Сергеем Рахманиновым,  полностью исполнен автором с оркестром в Москве 27 октября 1901 года (по старому стилю). Второй концерт стал одним из самых общеизвестных, популярных и исполняемых произведений не только Рахманинова, но и всей мировой музыкальной литературы для фортепиано с оркестром.

Гость нашего фестиваля – Даниил Харитонов рано проявил способности к музыке. В 5 лет был принят в Новосибирскую специальную музыкальную школу, а затем в специальную музыкальную школу при Московской консерватории. С 2016 года проходил обучение в Королевском колледже музыки в Лондоне. Пианист выступает с лучшими музыкантами и коллективами со всего мира. Его концерты проходили в главных залах Москвы и многих городах России. 

Моя соседка Елена Николаевна, строитель и постоянный зритель Платоновского фестиваля на протяжении многих лет, открыла секрет и подсказала, что в первую очередь приобретать билеты на фестиваль нужно в филармонии, потому именно там билеты заканчиваются в первую очередь. 
 
Спасибо организаторам фестиваля за праздник и восторг души, который открывает новые темы, новые имена, новые театры, актёров, художников, музыкантов!

Текст – Ольга Полухина  
Фото – Андрей Парфенов