БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА – ЧЕРНО-БЕЛАЯ ИСТОРИЯ – ЭТО ТРУДНО ПОНЯТЬ, НО НЕЛЬЗЯ ЗАБЫТЬ

25 января 2024 года в Воронежском художественном музее им. Крамского открылась выставка офортов Анатолия Сергеевича Смирнова (1939-2012) «Я говорю с тобой из Ленинграда», посвященная 80-летию со дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Очень символично, что её открытие совпало с днем 81-й годовщины освобождения Воронежа от немецко-фашистских захватчиков. В своем творчестве художник вдохновлялся поэтическими произведениями Ольги Федоровны Берггольц (1910-1975) – известной советской поэтессы, писательницы, радиоведущей и военкора.  

Эти пронзительные стихотворения и поэмы, в советское время нередко критиковавшиеся как слишком мрачные, написаны Ольгой Федоровной непосредственно во время блокады, которая стала для нее личной трагедией, когда 29 января 1942 года от голода и болезней, умер её второй муж Николай Стефанович Молчанов – советский журналист, специальный корреспондент и литературовед. А она могла бы уехать, но осталась. Писала стихи и поэмы, самые известные из которых «Февральский дневник» и «Ленинградская поэма», созданные в 1942. Работала на радио, о чём после войны рассказала в книге «Говорит Ленинград», выступала в театрах, помогая и поддерживая своим творчеством жителей родного города, не давая им отчаяться и опустить руки. За что впоследствии была удостоена Сталинской премии, награждена 2 орденами и 2 медалями и признана посмертно почетным гражданином г. Санкт-Петербурга. 

Поэтому она считала, что вправе писать жёстко, так как есть, без прикрас. Раскрывая в своих произведениях всю правду и глубину величайшей ленинградской трагедии. А на критику Берггольц однажды ответила таким стихотворением:

«И даже тем, кто всё хотел бы сгладить
В зеркальной робкой памяти людей,
Не дам забыть, как падал ленинградец
На жёлтый снег пустынных площадей». 

Стихи О. Берггольц, прекрасные в своей простоте и искренности, звучат как голос истории и производят огромное впечатление даже сейчас, спустя 80 лет.

Анатолий Смирнов не был уроженцем Ленинграда. Он родился в городе Горький (ныне Нижний Новгород) и приехал в Северную столицу уже в студенческие годы, поступив на графический факультет Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина Академии художеств СССР, который с успехом закончил в 1965 году. За годы учёбы он полюбил этот город как свою вторую Родину и посвятил ему несколько серий своих графических работ, таких как: «Праздник на Неве», «Окно на Неву», «Мойка. Белая ночь», «Весна на Фонтанке» (1974-1976), «Ветер революции» (1977), «Стрелка зимой» (2004). Помимо этого, художник много путешествовал. Писал, в разных техниках и жанрах. Иллюстрировал книги, том числе, создал цикл работ «В прекрасном и яростном мире» по мотивам произведений нашего соотечественника Андрея Платонова. Он является заслуженным художником РСФСР, участником более 200 выставок (среди которых было 13 персональных). Работы Анатолия Смирнова выставляются во многих музеях России и мира. Некоторые из них попали и в частные коллекции.

Как, например, несколько произведений, принадлежащих семье Эльзы Николаевны Пак, с которой довелось немного пообщаться на выставке. 

Эльза Пак – известнейшая Воронежская художница и скульптор, Лауреат Государственной премии РСФСР 1990 г. В 1991 г. получила звание Заслуженный художник РСФСР, а спустя 10 лет – Заслуженный деятель искусств Российской Федерации. Также является вдовой знаменитого воронежского скульптора Ивана Дикунова (1941-2022) – Народного художника Российской Федерации с 2007 г. Примечание автора.

По словам Эльзы Николаевны, она пришла в музей в сопровождении своей дочери, чтобы осмотреть зал для будущей совместной выставки своих детей. 

Которых у Эльзы Николаевны трое – дочь – художница Наталья Дикунова-Зипалова и два старших сына – Дикунов Максим и Дикунов Алексей, которые продолжили семейную традицию и стали известными скульпторами. Все они плодотворно работают в семейной мастерской Дикуновых на ул. Пятницкого. Результаты их творчества известны всем воронежцам и гостям нашего города – это памятники как реальным историческим личностям (начиная с монумента Святителя Митрофана, процесс создания которого Наталья запечатлела в серии своих литографий «Моя семья»), так и литературным героям, например, скульптура Белый Бим Чёрное Ухо и известный далеко за пределами нашего города памятник Котёнку с улицы Лизюкова (примечание автора)
И была приятно удивлена, случайно обнаружив здесь выставку давнего друга своей семьи Анатолия Смирнова. Она отметила, что помнит много его работ, но конкретно эти видят впервые.

Что, впрочем, и не удивительно. Ведь, по словам Юлии Рындиной – Старшего научного сотрудника музея им. Крамского, эти офорты, входящие в серию «Память Ленинграда» 1969-1975 гг., были проданы музею самим автором в 1985 году и с тех пор ни разу не выставлялись в его залах. И лишь однажды были представлены на онлайн-выставке, также посвященной 80-летию Освобождения Ленинграда. 

Вся экспозиция состоит из 7 работ, заключенных в широкие белые паспарту и тонкие траурные рамки. Но все они притягивает взгляды и заставляют надолго задуматься не только благодаря многоплановости и глубокому символизму своих сюжетов, но и потому что каждое графическое произведение сопровождается развернутым комментарием с отрывком стихотворения или поэмы Ольги Берггольц, по мотивам которого оно написано.

Так офорты из серии «Память Ленинграда», созданы в 1970 году, по мотивам следующих произведений. «Огонь» – по упоминавшейся ранее «Ленинградской поэме» 1942 г., «Иней» – по мотивам поэмы «Февральский дневник», созданной в январе-феврале 1942 г. Третий офорт «Ночь» навеян произведением 1941 года, «Я говорю с тобой под свист снарядов», а четвёртый – «Прорыв» – по стихотворению «Третье письмо на Каму». 

Наиболее сильное впечатление на Юлию производит офорт «Как одинок убитый человек» – І лист из триптиха «Память Ленинграда» 1975 г. по поэме «Памяти защитников» 1944 г. Она по с большим чувством, процитировала её отрывок, представленный в комментарии.
«Как одинок убитый человек 
На поле боя, стихшем и морозном. 
Кто б ни пришел к нему, кто ни придет, 
Ему теперь все будет поздно, поздно».

Графическое произведение «Салют» – II лист из триптиха «Память Ленинграда» 1975 г. Отсылает к стихотворению «Ленинградский салют» 1944 г., которое, в отличие от других, является очень оптимистичным, так как посвящено уже Освобождению Ленинграда. Изображение выделяется из общей серии тем, что одушевляет поврежденные ленинградские скульптуры, заставляя зрителей сопереживать им как живым людям.

А самое гнетущее впечатление, наверное, оставляет офорт «Ленинградская Мать» – III лист из триптиха «Память Ленинграда» 1975 г. по стихотворению «Песня о ленинградской матери». Невольно вспоминается сюжет из Античной истории о прощании спартанских матерей, которые провожали своих сыновей в бой протягивая им щит со словами «С ним или на нем».

В заключении можно сказать, что очень трудно описать словами, то впечатление, которое производит выставка «Я говорю с тобой из Ленинграда». Это как раз тот случай, когда «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Чтобы помнить об этой величайшей трагедии, которая длилась 872 дня и унесла более миллиона жизней. Чтобы никогда в истории человечества такое больше не повторилось и эти жертвы были не напрасны.

Текст и фото – Майя Трубицына