18 сентября
2022

Алексеева Людмила Ивановна — мастер художественной росписи по дереву (Павловский район)

Рукодельная

Интервью с мастером художественной росписи по дереву Воронежской области, Павловского района – Алексеевой Людмилой Ивановной.
Волонтёрский медиа-культурный проект «Хранители народных ремёсел земли Воронежской».

Здравствуйте, Людмила Ивановна! Меня зовут Анжелика. Очень понравились ваши работы, поделитесь, пожалуйста, что за виды изделий народного промысла вы создаёте и в какой технике исполнения?
Здравствуйте, Анжелика. Я с радостью поделюсь с вами своей историей. Я являюсь мастером художественной росписи по дереву. Каждое моё изделие уникально, а также имеет свой характер, творческую энергию и историю. Это липецкая роспись по дереву. Предметом росписи обычно является бытовая утварь: сито, разделочные доски, шкатулки, пасхальные яйца, погремушки и другие вещи, которые имеют практическое значение. Мне от чего-то очень приятно, когда люди пользуются моими вещами каждый день, а не просто используют как выставочный материал.

Работаю я только в технике липецкой росписи. Она представляет собой многогранную и многообразную цветовую гамму. Липецкая роспись пишется оранжевыми, зелеными и другими цветами. В ней же есть такое направление, как роспись по текстуре дерева. Само по себе дерево, как правило, является не закрашенным или же закрашенным в один единый фон. И пишется как правило на 2-3 цвета, при использовании темных и светлых оттенков. Но для себя я выбрала оттенки красного, поэтому мне это близко, мне это нравится. Когда у меня бывает веселое и задорное настроение, я перехожу к другим цветам

Интересно узнать, в чём уникальность вашего народного промысла?
Уникальность состоит в том, что техникой липецкой росписи сейчас мало кто владеет. К сожалению, в Павловском районе липецкую роспись пишу только я. Для меня важно со всей душой и любовью передать изделия народного промысла следующему поколению. 

Какие материалы вы используете в изготовлении изделий, в т.ч. какие из них из Воронежской области?
К сожалению, в Воронежской области не производятся материалы, которые я могу использовать в своих работах. Обычно я использую темперные краски, раньше писала масляными красками, но поскольку масло имеет свойство резкого запаха, а у меня дети, я перешла на профессиональную художественную темперную краску, которая не выгорает под лучами солнца, а долго сохраняет всю свою яркость и самобытность. Темперная краска схожа с гуашью, поэтому она очень быстро сохнет «под рукой».

Людмила Ивановна, сочетаете ли вы в своих работах традиционные приемы и современные творческие тренды, и технологии?
Я не смешиваю стили, а придерживаюсь традиционного стиля. В работе использую деревянные заготовки, современные краски, кисти, лак для покрытия изделия. 

Я читала, что вы с детства ходили в художественную школу. Расскажите нашим читателям как вы пришли к тому, чтобы стать мастерицей? Как и у кого учились?
Да, вы правы. Творчество увлекло меня с самого детства. В возрасте 15 лет я с отличием окончила Павловскую детскую художественную школу. Затем поступила в училище. В Бутурлиновском педагогическом училище у меня был замечательный преподаватель - Ермакова Людмила Ивановна, которая ныне здравствует и продолжает там работать, а также учит липецкой росписи следующее поколение. Именно она и была моим учителем и наставником. Сама она непосредственно работала на Липецком предприятии узора и именно оттуда переняла свое мастерство. Мне так полюбилась эта техника росписи по дереву, что затем в училище и институте я делала дипломную работу в этой технике. И вот уже как 24 года я пишу липецкую роспись красными цветами, украшаю композицию черными ягодами, потому что это близко мне по духу. 

Обучаете ли вы своему ремеслу детей и взрослых? Если да, в чём заключается программа обучения? А может быть ваши дети идут по вашим стопам?
Вот уже 21 год я работаю педагогом высшей квалификационной категории в «Павловской школе-интернате №1 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». Мои ученики – это особенные детки, у них нарушение слуха. Я являюсь учителем изобразительного искусства и учу их изобразительной грамоте. Немного ранее были поколения детей, которые у меня учились липецкой росписи, но к сожалению, по росписи у меня сейчас нет учеников.
Мои дети тоже пробуют себя в рисовании. Старшая и средняя дочери ходят в художественную школу, но пока не зарекомендовали себя как мастера. Кто его знает, возможно, когда-то они продолжат то, чем занимаюсь я.

Как изучается народный промысел сейчас? Сложно ли овладеть росписью по дереву ребенку или любому желающему?
Начнем с того, чтобы овладеть данным ремеслом нужно терпение. Сейчас у современной молодежи оно немного в дефиците. Прежде чем взять изделие и написать готовое, сначала нужно научиться писать на бумаге каждый элемент в отдельности. Для каждого элемента нужен колоссальный труд, время. Я не скажу, что я взяла кисточку и сразу стала рисовать. Отнюдь, я тоже человек, у меня присутствует часть лени, работа и семья. И любовь к этому пришла со временем, с очень длительным временем. Сначала не все получалось. Чтобы написать элемент такой как нужно, требуется время, терпение и труд. А его не всегда хватало. Тогда терпения, а сейчас времени. Мастерство отточилось с годами. А так, если есть желание, просто ежедневно оттачивать мастерство, пробовать, рисовать и тогда непременно все получится, абсолютно точно.

А как вы расписываете свои изделия? С чего начинаете, каким правилам следуете? Пишите сразу на изделии или же заранее придумываете композицию и готовите трафарет? 
Каждый раз все происходит по-разному. Не происходит так в один момент, чтобы ты всю композицию в голове увидел и простроил. Липецкая роспись сама произошла от хохломской росписи. Она как бы является её младшей сестрой. Поэтому в основе композиции как раз-таки лежит хохломская роспись. Просто так её не написать, а только если соблюдать композицию, где один элемент вытекает из другого. Есть разные изделия, которые я расписываю. Например, если я беру в руки деревянную лопатку, которая отшлифована и прогрунтована, т.е подготовлена к покрытию, то я сразу пишу её с двух сторон без карандашей. А в конце все покрываю лаком. А есть такие изделия, которые я пишу долго. Например, эта разделочная доска, я ее писала 2,5 года. Она у меня почему-то долго не рождалась, это же сравнимо с тем, как художники рисуют картины. Сначала я отрисовала полный эскиз карандашом на бумаге в натуральную величину, всю композицию составила, потом она у меня долгое время не переводилась на дерево. Если я делаю эскиз большого изделия на 60, 40 см я тогда с бумажного эскиза перевожу на дерево с помощью копировальной бумаги. Остальные предметы я писала без эскиза. Но именно оно требовало к себе такого отношения, а я еще не достигла такого уровня мастерства.

Вот эта дама тоже с историей. Мне подарили заготовку на выпускной в 2004 году как основу. Человека, который ее делал, к сожалению, уже нет в живых, но она мне дорога как память. Она стояла у меня 11 лет как заготовка, а потом я нарисовала куклу в Русско-буйловском костюме нашего Павловского района. Как-то так она родилась. Она ждала своего часа.  Иногда возьмешь и сразу напишешь, а иногда изделие ждет своего часа несколько лет. 

Какие поселения Воронежской области до сих пор хранят традиции липецкой росписи по дереву?
В нашей области это Бутурлиновский и Павловский районы, но еще традиции сохранились в самом городе Липецке на промышленном уровне.

Скажите, известны ли вы как мастерица за пределами Воронежской области?
Я часто становлюсь участницей выставок, фестивалей и конкурсов на территории Воронежской области и соседних регионов. Если честно, то я не знаю, не задумывалась над этим, но думаю, что меня знают за пределами нашей области. 

Что на ваш взгляд необходимо для освоения художественной росписи по дереву в наше время? Чтобы передать традиции новому поколению и сохранить их через века? 
Именно наше участие в фестивалях, когда мы ездим по городам и весям нашей области и не только, именно это и продвигает наше ремесло в массы. Люди просто не знают, что такое сейчас существует, иногда на выставках они впервые знакомятся с нашим творчеством. И после этого у них тоже возникает желание «Я тоже так хочу». Бывали в моей практике случаи, когда из других областей ко мне приезжали и хотели обучиться росписи, но для меня это сложно. Хотя сейчас очень развиты разные интерактивные и дистанционные возможности обучения, но у меня острый дефицит свободного времени. Я педагог, я мама, а роспись — это мое хобби, я занимаюсь этим в свободное время.

Но вообще я считаю, что нам нужно наши традиции сохранять, продвигать, чтобы молодежь знала и видела, что это было и что это есть. Именно поэтому я делаю предметы утилитарного назначения, чтобы люди пользуясь такими вещами в быту ежедневно приобщались к прекрасному.

Возможно ли создать экспозицию из изделий, которые будут отражать какую-то историческую эпоху наших предшественников?
Не могу сказать, что я бы решилась на это, но теоретически это возможно, было бы желание. В принципе нет ничего невозможного. 

Что нужно сделать, чтобы ваше направление декоративно-прикладного творчества стало брендом территории?
Я считаю, что ежесекундно это не сделается, медленно, по капле это будет создаваться, но мы к этому придем. Фестивали, выставки и конкурсы различного уровня помогут в этом. Узнаваемость будет постепенно расти. Местные в Павловске не называют мои изделия липецкой росписью, а зовут уже давно «Алексеевской», потому что они к этому привыкли. Одна большая ложка в виде птицы была подарена мной в краеведческий музей, кто ее видит, сразу узнает мою работу. Поэтому нужно лишь двигаться дальше и нести прекрасное в массы. 

Текст - Анжелика Голева
Фото - Владислав Ходаковский