8 июля
2019

Интервью с Нелли Фроловой

Художественная

Художник и дизайнер Фролова Нелли Васильевна преподает в Воронежском государственном университете (ВГУ) на кафедре гуманитарных наук и искусств, колледже «Номос» и детской студии архитектуры и дизайна «Ступени». Она является автором проекта «Архитектурные прогулки», в рамках которого проводит пешие экскурсии по изучению архитектуры города с последующим созданием картин при помощи техники быстрого рисунка − скетчинга. После презентации 1 июня 2019 года в книжном клубе «Петровский» проекта «Архитектурная азбука», реализованного совместно с учащимися из детской студии «Ступени», Нелли Васильевна согласилась дать интервью. Подробнее о проекте «Архитектурная азбука» можно узнать из статьи, посвященной указанной презентации: http://nashahistory.ru/news/obshchestvo/detskiy-vzglyad-na-arhitekturu-g...

− Давно ли вы создаете работы в стиле скетчинга, и что помогло вам овладеть этой техникой?

− Работы создаю два года. Отправной точкой, или началом увлечения, был скетч-марафон, посвященный Дням памяти архитектора Михаила Замятнина в 2017 году, где решила поэкспериментировать над собой: смогу ли в течение трех часов рисовать на улицах города, и получится ли у меня что-то интересное. Тогда я сделала три зарисовки, и одна из них победила в конкурсе, организованном порталом «Умбра Медиа» совместно со студией «Карандаш». Это сподвигло меня на дальнейшее развитие в области скетчинга. Именно с этого момента я и узнала, что есть такое замечательное направление − скетчинг.

Оно развивается, оно пришло из Европы, и вот распространяется у нас в городе. А что мне помогает? Художественное образование, которое у меня есть.

− А какое оно у вас?

− Художественно-графический факультет Липецкого педагогического университета, т.е. по образованию я преподаватель изобразительного искусства и черчения.

− Расскажите, какие преимущества дает вам именно такой вид рисования. Почему он вам нравится?

− Техника скетчинга интересна тем, что не нужно брать с собой какое-то очень громоздкое оснащение: как традиционно художники выходят с этюдниками, масляными красками, холстом. Здесь достаточно блокнота и небольшого набора материалов. Также существует возможность рисовать в любой ситуации, стоя на мероприятиях, на улице города и т.д. Это очень удобно. Можно даже рисовать в будний день между работами. Когда, например, я из ВГУ перехожу в «Номос», у меня есть час свободного времени, и я за это время бывает, рисую. Скетчинг мне нравится за то, что он применим к ситуации, когда рисунок нужно сделать быстро. Например, когда мы уезжаем в какой-то скетч-тур и находимся на экскурсии, где нужно слушать и воспринимать, а хочется еще нарисовать. Скетчинг концентрирует внимание и требует проявления всех навыков. Ведь за короткое время нужно зарисовать и выявить самое характерное. И меня всегда привлекает максимальная ограниченность средств. Можно взять только черные материалы (например, черный маркер), и рисунок будет интересным. Можно не только работать классически, но и экспериментировать, например, смешивать техники, рисовать на печатных или других подготовленных листах и т.д.

− Интерес к скетчингу у вас возник именно при участии в марафоне. Ваши работы изначально были архитектурной направленности, а потом вы начали рисовать людей на улице, в кафе и т.д. или нет? Что было первоначальным?

− Конечно, первично увлечение архитектурой и ее историей, поскольку я дизайнер, и эта тема мне близка. Вообще история архитектуры и именно архитектуры Воронежа меня всегда привлекали. Когда у меня идет занятие по истории дизайна, и мы рассматриваем какой-то стиль, то даже архитектура переходит в дизайн. Например, изучаем стиль модерн, а я говорю: «А что у нас есть в городе в стиле модерн интересного?». Рассказываю, показываю.

− Как зародился проект «Архитектурные прогулки»?

− Как раз одна из основ проекта − это участие в конкурсе, после которого я познакомилась с Ольгой Рудевой (Председатель Общественного Совета при Департаменте архитектуры и градостроительства Воронежской области. − Прим. ред.), потому что она придумала и организует Дни памяти Замятнина. Я узнала, что она проводит экскурсии, мне стало еще более интересно узнавать об архитектуре города. Мы общались, она стала поклонником моего творчества и предложила провести какой-нибудь один бесплатный городской скетчинг. Я согласилась, но подумала: а что если мы не просто объявим, что собираемся порисовать, а проведем сначала небольшую пешую экскурсию и потом предложим зарисовать именно то здание, о котором разговаривали. Ведь это естественно − учиться рисовать то, что знаешь. К тому же, когда ты зарисовываешь, то обращаешь внимание на детали, которые обычно ускользают из поля зрения: форму окна, архитектурный декор... Еще я подумала, что хорошо было бы не ограничиться этим разовым мероприятием, а создать проект со многими маршрутами. И проект возник в августе 2017 года. На протяжении всего лета я рисовала архитектуру, и у меня сразу эти маршруты сложились: маршрут по стилю − я пойду по одному пути, маршрут по истории дома − обязательно надо зайти в дом с мезонином и т.д. Создать эти маршруты уже было легко.

− Итак, первая «архитектурная прогулка» состоялась в августе 2017 года. Как шло дальнейшее развитие проекта?

− По мере развития проекта возникали новые маршруты. Например, изначально не было маршрута по творчеству какого-либо архитектора (был задуман, но не был реализован). Прошлым летом у нас состоялись маршруты, посвященные творчеству архитекторов Александра Баранова, Станислава Мысловского, Николая Троицкого. Мы не включили Михаила Замятнина, потому что есть посвященные ему майские дни. Будут разработаны маршруты по творчеству и других воронежских архитекторов.

В 2017 году мы получили грант от правительства Воронежской области в поддержку культурно значимых проектов для города. Провели конкурсный скетч-марафон и первый архитектурный квест по стилю модерн, который тоже был конкурсным. Мы издали серию наборов открыток: «Архитектурная прогулка по стилю модерн/эклектика», «Из Воронежа с любовью!», «Храмы Воронежа», по творчеству Замятнина вышел набор как раз к нашему конкурсному скетч-марафону.

Зимой мы перешли в интерьеры. Я начала знакомиться, наводить контакты с нашими общественными пространствами. Мы были в музее имени Крамского: у нас был маршрут по стилю ампир в мебели, нарисовали мебель, которая там представлена. У нас был маршрут в драматический театр. Мы даже делали интерьерные зарисовки в стиле Купера (Юрий Купер − художник, автор интерьеров Воронежского театра драмы им. Кольцова − Прим. ред.), в стиле сфумато, т.е. я разработала технологию для создания скетч-рисунков в серебристо-серой гамме. Было несколько очень популярных прогулок в Камерный театр: рассказывала о стиле лофт, почему он построен в стиле лофт, какие элементы этого стиля применены в интерьере. В некоторые кафе ходили. Что приятно − потом нас приглашали: приходите, порисуйте, прорекламируйте, мы вам сделаем скидку.

В прошлом году прошли весенняя и летняя школы, в этом году зимняя, где мы последовательно, из занятия в занятие, по каждой теме занимались так: композиция, перспектива изображения, светотеневая проработка, текстура, фактура. Занятия проходили на улицах города, а в зимнее время были интерьерные. Летом стартовал очень интересный проект «Домики», который затрагивает архитектуру частного сектора центра нашего города. Начали мы от улицы Гора Металлистов, справа от ВГУ и закончили улицей 25-го Октября, которая находится в районе Советской площади. Я специально остановила проект в конце августа именно на этой улице, чтобы этим летом у нас было, где погулять. И начнем мы с улицы Батуринской, потом перейдем на улицу Сакко и Ванцетти. То есть в этот очень живописный район будут прогулки, на которых мы рассмотрим историю улицы, когда она зарождалась, какое изначально название было у улицы, почему она так называлась, что было утрачено, что сохранилось. Вот такой интересный маршрут, на который я всех приглашаю.

Помимо создания проекта «Архитектурная азбука», в Доме актера в ноябре-декабре была проведена выставка работ в рамках проекта «Архитектурные прогулки», а в начале года моя персональная выставка в школе МОСТ.

Этим летом собираемся расширить круг маршрутов и выезжать за город. Мы контактируем и сотрудничаем с туристическими фирмами, которые организуют загородные поездки в нашу Воронежскую или соседние области. И это будет формат экскурсий с зарисовкой. Но тут существует проблема: экскурсия всегда имеет четкое ограничение по продолжительности, а нам нужно выделить время. Такой формат планируется, надеюсь, состоится. Вообще, думаю, в Тамбов набрать группу и договориться с местным экскурсоводом, который бы нам экскурсию провел, чтобы не я готовила информацию, а уже водила участников по нужным точкам, где будем рисовать.

− Есть ли постоянные участники проекта «Архитектурные прогулки»?

− Есть, это очень здорово! Я специально не считала, но их около 15-20 человек, которым я бесконечно благодарна и рада.

− Можете ли вы сказать, что их привлекает?

− Это надо у них спросить (смеется). Но как я слышала, их привлекает возможность порисовать в компании (ведь некоторые стесняются), чему-то научиться и узнать что-то новое, увидеть новые места.

− С помощью чего чаще всего создаются рисунки-скетчи? Что участники берут на прогулку, помимо скетч-блокнота?

− У кого что. Бывают акварельные карандаши, бывают просто маркеры спиртовые, акварельные маркеры, акварель. У каждого свой какой-то подход. Иногда даже пастель. Может быть, кто-то хочет попробовать что-то новое, может быть, у кого-то есть какой-то максимально удобный материал, т.е. у каждого свое. Достаточно гелевой ручки и при умении получится замечательно.

− Или, например, иногда простого карандаша?

− Простой карандаш должен быть мягким, чтобы рисунок был контрастным, а ручка уже имеет такую контрастность.

− А были ли люди, которые не умели рисовать скетчи и научились благодаря «архитектурные прогулкам»?

− Да. Например, Екатерина Пустовит. Она математик по образованию, вообще не умела рисовать. Ей очень нравится такое художественное занятие, она так отдыхает. Осенью будет уже два года, как она ходит. Марина Чеснокова у нас тоже была в школе. Девчонки сами постигали азы.

− С какого времени вы работаете в детской студии архитектуры и дизайна «Ступени»? Чем работа с детьми отличается от обучения в высшей школе?

− Пять лет. Не то, что работа с детьми, а атмосфера, идея самой студии, те задания, которые мы придумываем, сподвигают меня тоже на какие-то идеи. «Архитектурная азбука» возникла благодаря студии, потому что это именно то задание, которое я им даю. У нас есть такое задание под названием «Архитектурная буква»: когда мы в букву «вписываем» здание. И студия интересна тем, что рождает определенные новые идеи. С детьми непросто работать, но, благодаря им я черпаю творческий посыл. Дети интересны тем, что со своей прекрасной огромной фантазией они какую-то мою идею очень интересно так развернут, что сам и не подумаешь: как разные буквы все, как образы. Если бы один взялся, так бы не проиллюстрировал «Архитектурную азбуку». А теперь можно о каждой букве отдельно рассказывать, потому что подход был индивидуальный.

− Были ли у вас еще какие-либо совместные проекты с детской студией?

− В рамках занятий делали «архитектурные прогулки». Мы создали «Архитектурную азбуку», приняли участие в фестивале «Дизай!ФЕСТ», победили и мы будем еще что-то создавать. У нас все еще впереди.

− Во время путешествий и поездок по другим городам и на экскурсиях вы выражаете свои впечатления с помощью рисунков-скетчей. Также можете просто делать зарисовки, сидя в кафе или на лавочке, как вы говорили, отдыхая в промежутке между работой. Можно ли сказать, что для вас скетчинг становится основной формой самовыражения, показывающей отношение к миру?

− Наверно, можно и так сказать в какой-то степени. Это очень красиво. Я в прошлом году вела дневник Платоновского фестиваля, где фиксировала те события, на которых побывала. Решила рисовать каждый день по несколько мероприятий, чтобы сохранить темп: то есть как фоторепортер, а я художник-репортер. А потом я поняла, что каждый день − это здорово, но в дальнейшем нужен какой-то стимул. И придумала сделать арт-дневник: рисовать каждый день и делиться (С подписчиками в соцсетях − Прим. ред.). Летом рисовала каждый день и утром, и вечером. Этот арт-дневник так долго длился, что уже перестала считать дни и начала просто выкладывать в соцсети.

И когда я куда-то выезжаю и хожу на экскурсии, мне очень печально, что не могу зарисовать то, что воспринимаю. Если бы у человека, который идет на экскурсию, отобрали фотоаппарат, ему было бы тоже очень грустно. То есть походил, посмотрел, но он ничего не оставил себе на память. Также и я.

− Спасибо, что согласились на беседу. Желаю вам дальнейших творческих свершений и успешного издания книги «Архитектурная азбука».

Текст и фото – Мария Миронова