17 апреля
2017

ИЛЬЯ СУВОРОВ - ХУДОЖНИК

Художественная

Уроженец города Воронежа, художник-принтист Илья Суворов, развивающий такое направление в иллюстрации, как псевдостереоанаглиф, поделился с читателями нашего сайта историей своего творческого пути, а также рассказал о цифровом искусстве и новых технологиях в сфере графики и иллюстрации.

– Илья, расскажите, как вы начали рисовать? В каком возрасте поняли, что будете заниматься этим по жизни?

Рисовать я начал в школе, в 5-м классе: родители меня отдали в художественный кружок, где я занимался 2 года, они и повлияли на выбор профессии. Потом я поступил в художественную школу. Класса с 7-го я уже знал, что буду заниматься рисованием в том или ином виде, и уже с этого времени готовился поступать в училище. После окончания Воронежского художественного училища уехал в Москву, где стал учиться в Российском государственном университете сервиса и туризма (бывший МГУС), получил специальность художника-керамиста.

– Можно ли сказать, что вы в детстве тотально были увлечены рисованием или были еще какие-то интересы?

В начальной школе я занимался акробатикой, но потом серьезно заболел, и со спортом пришлось распрощаться. Классе в 6–7-м из школы меня отобрали в шоу-группу "Маленький принц", где я занимался вокалом, а затем подтанцовкой. Но через год я решил пойти в художественную школу. Вообще-то я боюсь сцены, но тогда все это воспринималось как «надо».

– Что вы любили рисовать в детстве и как поменялись со временем пристрастия?

У меня было несколько излюбленных тем: 1) остров с пальмой, 2) водопад с рыбками, 3) подводный мир. Эти темы остались в детстве. Сейчас мне интереснее мифология, мистика, алхимия, фэнтези. Все эти темы часто используются в современных играх. Играя, невольно проникаешься.

– Откуда вы черпаете вдохновение сегодня?

Вдохновение черпаю из мифологии, книжной иллюстрации, карт таро, алхимических трактатов, современных фэнтези-игр (считаю их современным искусством). Стараюсь сравнивать себя с другими художниками в плане мастерства, насколько я сильно отстаю и на какой недосягаемой высоте те, кем я восхищаюсь. Стремлюсь и мечтаю достигнуть высот мастерства своих кумиров.

– Расскажите, где вы сейчас работаете и как называется направление/стиль ваших рисунков?

Я работаю художником-принтистом в российской коммерческой фирме по производству одежды, в Москве. Рисую принты на футболки. А в свободное время развиваю стиль, сочетающий в себе плоскую графику и объем: псевдостерео стереопары для VR-очков (очки виртуальной реальности. – ред.) и анаглиф.

Анаглиф – это технология просмотра объемных изображений посредством очков со светофильтрами – красного и синего. Если в анаглиф не удается сделать рисунки цветными, то VR позволяет сделать полноцветные изображения.

– Вы по специальности «художник-керамист», почему же стали заниматься принтами и анаглифом?

Принтами я начал заниматься случайно, уже в Москве в институте на втором курсе прямо в день рождения мне позвонила мой первый работодатель с предложением порисовать для нее принты на футболки. Мне понравилась специфика принтов, а именно замкнутость картинки в себе и отсутствие границ листа. Про анаглифы другая история. В институте, да и в училище, я учился на художника-керамиста, и нам преподавали скульптуру, что привило любовь к объему. При этом меня увлекала графика, и я искал способы совместить картину и скульптуру в одно. Результаты этих поисков я выставлял на молодежных выставках Московского отделения Союза художников. Но мне все время не нравилась зависимость от материала и законов физики (не могут предметы висеть в воздухе), и так я стал изучать методы передачи 3D. Самым доступным вариантом стал анаглиф, так как у меня были красно-синие очки из какого-то журнала. Далее я стал искать способы создания стереоизображений.

– В чем разница между настоящим 3D и псевдостереоизображением?

Настоящее 3D – это когда есть реально или виртуально существующий 3D-объект. С него делаются два фото с двух ракурсов, соответствующие расстоянию между глаз человека. Псевдостерео –это когда изображение состоит из плоских элементов картинок и их располагают на разных планах: что-то ближе, что-то дальше.

– Как работают VR-очки и для чего их используют?

Стереопара – это картинка, состоящая из двух ракурсов для каждого глаза. Учитывая то, что каждый глаз видит свой ракурс, изображение кажется объемным. VR – это удобный и технологичный способ показать каждому глазу свой ракурс. Разные VR-очки имеют примерно один и тот же принцип действия. Их возможности разнообразны, в частности: дополненная реальность (это когда камера снимает объективную реальность и передает на экран, а компьютер дополняет ее своими элементами, например навигатором, бегущей строкой или злобным монстром из игры), видео 360 градусов (это когда видео сконцентрировано не как на экране в рамках, а ты можешь покрутиться и посмотреть что происходит сзади или сбоку), есть видео 180 градусов (это когда обзор ограничен 180 градусами обзора), и бывает просто 3D-видео, если экран хорошего разрешения, то поспорит с кинотеатром.

– Можно ли назвать стереокартины современным искусством?

Технология старая, появилась с развитием фотографии, в конце XIX века. С развитием компьютерных технологий и появлением дизайнерских программ стало возможным создавать сложные стереокартины. Думаю да, можно.

– Как вы сами понимаете современное искусство, существует ли для вас это понятие, и если да, то какой смысл вы в него вкладываете?

Строго говоря? современное искусство – это то, что делается сейчас, все что делали раньше уже история.

– Вам близка тема иллюстрации книг? Пробовали когда-нибудь иллюстрировать? Бывают иллюстрации в стиле анаглиф?

Вдохновляюсь европейской книжной миниатюрой. Иллюстрировать не пробовал, но когда-нибудь обязательно проиллюстрирую. Есть идеи книжных обложек методом стерео-варио. (это технология передачи объема или анимации посредством линзового растра).

– Какими инструментами пользуетесь в работе: краски, карандаши, графический планшет..?

Раньше рисовал красками, карандашами, тушью, гуашью, сочетал разные техники (особенно нравилась акварель с гелиевой ручкой, даже нарисовал картину на ватмане размером А1 с акварельной основой и потом добавил мелкую графику черной гелиевой ручкой, делал ее каждый день по 3 часа и полностью выходные в течении 6 месяцев), лепил из глины, пластилина, лил пластик в формы, гипс. Но все это закончилось с появлением графического планшета, а потом и монитора Wacom Cintiq. Цифровое искусство более доступно зрителю и дает огромные возможности – качество, скорость, невозможные в иных материалах техники исполнения.

— Как проходит ваш рабочий день?

Рабочий день проходит в офисе, подгоняю картинки под размеры футболок, делаю коллажи, отрисовываю картинки. Придя домой, сажусь за свои творческие рисунки или творческий фриланс.

– Вы любите работать в тишине или включаете музыку? и какую?

Работаю под аудиокниги, лекции художников, историков, политиков, экономистов или научно-популярные видео на «Ютубе» (только слушаю). Как только в уши не льется информация, начинаю отвлекаться.

– Как к Вам приходит замысел картины?

Для начала нужно придумать себе ограничение в виде темы. Или если это заказчик, то тему дает он. Далее ищутся аналоги у других художников, фотографии по теме. Потом накидываются эскизы. Далее выбирается один из эскизов, который и становится картиной.

– Кто ваш любимый художник?

Эшер.

— Вы ходите на выставки других художников?

Интересуют только цифровые художники. Каждый день просматриваю портфолио на Behance.net, artstation.com. Выставки в музеях не посещаю последние 2 года.

– У вас были персональные выставки? Или для вас такой метод творческой реализации совсем не близок?

Персональных выставок не было. Во время учебы участвовал в четырех выставках молодых художников. По одной работе на каждую. Сейчас мой главный «выставочный зал» – это тематические сайты. Все что я рисую, выставляю на сайтах. Персональную выставку оффлайн не планирую.

– Как Вы относитесь к тому, что художник продает свои картины?

Нарисовать и продать картину – это устаревший подход в цифровую эпоху интернета. Сейчас продают лицензию на печать постера.

Вы романтик по натуре или рационалист? Как это отражается на вашем творчестве?

Рационалист. Стараюсь держаться строгого плана работы, так как это дает результат. Постоянно учусь новому, оттачиваю навыки композиции, цвета. Ищу варианты ускорить и упростить себе работу (изучаю новые приемы программ Photoshop, Illustrator, Dazstudio, Blender).

— Что любите читать? Черпаете вдохновение из литературы?

Слушаю короткие рассказы "Модель для сборки" (Модель для сборки» – литературно-музыкальная радиопередача в формате аудиокниги, которая выходит с 1995 г. – ред.). Увы, мало читаю именно литературу, все больше урывками статьи на тему экономики и политики.

– Над чем сейчас работаете?

Фриланс на тему Santa Muerte и день мертвых в Мексике.

– Для вас быть художником – это профессия или стиль жизни?

Я мыслю картинками, и рисую часов 12 в день. Это и работа, и отдых, и хобби. Поэтому я бы назвал это стилем жизни.

– Большое спасибо! Желаем Вам творческих успехов, карьерного роста и массу вдохновения!

Работы Ильи Суворова можно посмотреть на сайте «Behance». Так же с ним можно связаться по e-mail: ilia1syvorov@rambler.ru

Стереопары можно просматривать без дополнительных приспособлений. Достаточно уменьшить изображение до 5 см в ширину и скрестить взгляд так, чтобы две картинки сошлись в одну (как картинки «третий глаз»).

 

Текст: Екатерина Пономарева

Фото предоставлено Ильёй Суворовым